Часть первая данной статьи здесь.
В бой 165 стрелковая дивизия введена в январе 1945 г., в ходе Висло-Одерской операции. В этом же месяце Василий Иванович участвует в битве у реки Нарев и взятии польского города и крепости Модлин, в феврале – во взятии города и крепости Торунь – благодарности от лица Верховного главнокомандующего товарища Сталина за эти сражения хранятся в нашем семейном архиве.
Модлин – это древняя крепость, стоящая у слияния рек Вислы и Нарев. Ее взятие обошлось нашим войскам большой ценой, так как окопавшийся в ней противник был практически неприступен. Там полегло очень много наших солдат... А сегодня она привлекает к себе множество туристов.
Торунь – не менее древний город, он является родиной Коперника, его историческое наследие состоит в списке всемирного наследия ЮНЭСКО. Это сейчас, а в январе 1945 в городской крепости сидела фашистская группировка, которая оказалась в тылу наших войск. Из воспоминаний Рокоссовского узнаем, что командир 70 армии Попов считал, что в городской крепости находится не более 5000 солдат. Он рассчитывал одолеть врага силами одной своей дивизии. На деле фашистов там оказалось значительно больше, для их разгрома пришлось даже привлечь силы 65 армии.
Также в феврале 1945 года Василий Иванович был представлен к Ордену Красной Звезды за мужество, проявленное в боях в районе Дамерау. Вот писание подвига из наградного листа:
Во время боевых действий 1.02.1945 в районе Дамерау телефонист Воробьев получил задание доставить на НП командира питание для радиостанций и боеприпасы. Пробираясь на НП т. Воробьев дважды попадал под сильный огонь противника. Но мужественный воин, презирая опасность, смело пробрался и своевременно доставил боеприпасы и питание радиостанций.
3.02.1945 он был также послан немедленно доставить питание к радиостанции на НП командира дивизии. Дороги были заняты противником. Тов. Воробьев смело пробирался без дорог, временами отстреливался от появлявшихся на пути гитлеровцев, быстро доставил питание для радиостанций, чем обеспечил бесперебойную связь командиру дивизии с частями и способствовал успеху наших войск .
Дамерау тоже удалось найти только на исторической карте. Это место располагалось чуть северо-западнее Торуни, на восток через Вислу от города Бромбергер (Быдгощ).
В феврале по приказу Ставки войска 1-го и 2-го Белорусского фронта повернули на север, для разгрома Восточно-Померанской фашистской группировки. 2-ой Белорусский фронт должен был занять восточный берег Померании, города Данциг (Гданьск) и Гдыню с выходом к Данцигской бухте.
22 февраля противник, как пишет Рокоссовский, сам начал атаковать наши войска. Бои были тяжелые, и 70 армия перешла в наступление только 25 февраля, продвинувшись за день на своем левом фланге до 6 километров… К вечеру 28 февраля 70 армия сломила сопротивление врага и продвинулась на 12 километров в северо-западном направлении.
165 сд, где воевал Василий Иванович, участвовала во взятии Сопота (Цоппота), штурм которого был начат 14 марта.
22 марта Сопот был взят, наши войска на берег Балтийского моря, тем самым вбив клин между двумя занятыми противником первоклассными крепостями Гдыней и Гданьском.
К концу марта в тяжелых боях были освобождены обе крепости.
Сразу после этого последовал приказ Ставки об участии 2-го Белорусского фронта в Берлинской операции и срочном повороте войск с запада на восток.
«Только вчера, - повествует Рокоссовский, - войска наступали на восток, сейчас им нужно было повернуть на запад и форсированным маршем преодолеть 300—350 километров, пройти по местам, где только что закончились ожесточенные сражения…»
70 армия двинулась в путь уже 5 апреля. Войска, передвигавшиеся пешим порядком, проходили за сутки 30-35 километров. За короткий срок нужно было преодолеть более 300 километров. По заданию ставки, задача 2-го Белорусского фронта в Берлинской операции состояла в нанесении рассекающего удара севернее Берлина, оттеснении к морю и уничтожении вражеских войск.
20 апреля мой мой дед участвует в форсировании рек Одер и Западный Одер.
Опять обратимся к Рокоссовскому:
«Наши войска и позиции противника разделяла река, которая на этом участке образовала два широких русла – Ост-Одер и Вест-Одер. Между ними пойма, которая в это время была затоплена. Так что перед нами лежала сплошная полоса воды шириной пять километров. Западный, высокий берег еле просматривался. Если б это была река, было бы легче: ее можно одолеть на лодках или паромах. Но через пойму на них не переплыть: слишком мелко… Наши солдаты уже определение дали…: «Два Днепра, а посередине Припять».
… Переправа осуществлялась на широком фронте с помощью множества лодок, заранее подтянутых к восточному берегу Вест-Одера… Бои были тяжелые, люди дрались геройски. Упорство, взаимная выручка и страстное стремление победить помогли им отразить все вражеские удары».
Преодолев эту водную преграду, мой прадед в составе родной 165 сд попадает на территорию фашистской Германии и движется с боями на ее север.
2 мая 1945 он получает благодарность за взятие немецких городов Росток и Варнемюнде, 3 мая – за Барт, Бад-Доберан и Нойбуков, Варин и Виттенберге. Конечно, вряд ли он лично мог в такой короткий срок побывать во всех этих городах, которые находятся во многих километрах друг от друга. Они были взяты, вероятно, в целом 2-ым Белорусским фронтом, а благодарности выдавали всем участникам боев. Во всяком случае, «Википедия» сообщает, что из всех этих городов 70-ая армия заняла только Росток. К исходу 3 мая армия вышла на побережье Балтийского моря в районе Висмара и стала выполнять задачу по охране и обороне побережья в районе Штеттина.
…Судьба была благосклонна к Василию Ивановичу – за год боевых действий только контузия и легкое ранение в спину (о котором мне известно со слов отца).
…По окончании Великой Отечественной войны 165 стрелковая дивизия вошла в состав Группы советских оккупационных войск в Германии и была расформирована в июне 1946 года.
И мой дед в числе своих однополчан после Победы служил еще 5 лет в Германии, и демобилизовался только в июне 1950. Столь долгий срок службы связан с тем, что людей призывного возраста в стране почти не было. Таким образом, Василий Иванович провел в армии целых шесть с половиной лет!
Какое чудо, что мой дед остался жив! Далеко не всем так повезло...
Вернувшись в родной Урез, мой дед вскоре женился на бабушке, Елене Александровне Артемьевой, но это - другая история, я расскажу ее как-нибудь в другой раз...
Другие статьи о Василии Ивановиче:
Боевой путь моего деда Василия Ивановича Воробьева. Часть первая
Разбираюсь, какие нагрудные знаки видны на фотографии деда Василия Ивановича Воробьева
Разбираюсь, какие награды были у моего деда Василия Ивановича Воробьева
Что рассказывал о войне мой дед Василий Иванович Воробьев
Спасибо, что дочитали до конца такую длинную статью!
Если она вам понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь, пишите комментарии, читайте другие статьи моего канала.