В психологии существует довольно интересный феномен, получивший название «эффект прайминга» или «эффекта предшествования», который находит широкое применение в сфере маркетинга и рекламы. Если говорить простыми словами, то суть эффекта заключается в том, что ваши мысли и действия определяются предшествующими им событиями. Например, если вы недавно видели слово "ЕДА", то слово "М _ _ О" будет распознаваться вами, как "МЯСО", в то время как если бы вы видели перед этим слова, связанные с уборкой и мытьём, то, скорее всего, увидели бы слово "МЫЛО". Можно привести множество пример таких явлений в нашей жизни, достаточно лишь немного вспомнить ближайшие события вашей жизни. Этот феномен необходим нам для принятия спонтанных решений с наибольшей эффективностью.
Еще одна особенность эффекта предшествования (прайминга) — распространение не только на концепции и слова. Собственный опыт вам этого, конечно же, не подскажет, а потому вам придется принять за факт то, что события, которых вы не осознаете, дают установку на ваши действия и эмоции.
Классическим примером эффекта прайминга стал эксперимент психолога Джона Барга и его коллег. Студентам Нью-Йоркского университета в возрасте от восемнадцати до двадцати двух лет предложили составить фразы длиной в четыре слова из наборов по пять слов (например, «находит», «он», «желтый», «сразу», «дом»). Наборы для одной группы студентов содержали слова, которые ассоциируются с пожилыми людьми: «Флорида», «забывчивый», «лысый», «седой» или «морщины». Закончив задание, молодые люди должны были перейти в другой кабинет для получения награды, обещанной им. Суть эксперимента заключалась в этом коротком переходе. Исследователи незаметно засекали время, которое требовалось для прохождения коридора. Как Барг и предсказывал, молодые люди, составлявшие предложения из слов, связанных с пожилыми людьми, шли по коридору значительно медленнее.
У «флоридского эффекта» выделяют две стадии. На первой стадии набор слов подготавливает мысли о старости, хотя слово «старый» ни разу не встречается, на второй эти мысли дают установку на поведение, связанное с пожилым возрастом, то есть медленную ходьбу. Все это происходит совершенно неосознанно. Ни один из студентов на последующем опросе не сказал, что заметил общую тему слов, и все испытуемые настаивали, что прочитанные слова никак не повлияли на их поступки после первого эксперимента. Идею старости они не осознали, но их действия изменились. Этот примечательный феномен – влияние идеи на действие – называют идеомоторным эффектом. Идеомоторная связь работает и в обратную сторону.
В одном немецком университете провели исследование, которое было зеркальным отражением эксперимента группы Барга в Нью-Йорке. Студентов попросили пять минут ходить по комнате со скоростью 30 шагов в минуту, что составляло примерно треть их нормальной скорости. После этого краткого упражнения участники гораздо быстрее опознавали слова, относящиеся к старости, например «забывчивый», «пожилой» и «одинокий». Двусторонние эффекты предшествования, как правило, дают согласованную реакцию: если вас навели на мысли о старости, вы будете вести себя как старик, а «стариковские» действия вызовут мысли о старости. В ассоциативных сетях двусторонние связи – обычное дело. Например, если вам весело, вы улыбаетесь, а если вы улыбаетесь, то вам становится веселее. Попробуйте на несколько секунд зажать в зубах карандаш так, чтобы его концы выглядывали с обеих сторон рта. Затем зажмите карандаш губами так, чтобы его конец указывал прямо вперед. Вероятно, вы не знаете, что одно из этих действий заставило вас нахмуриться, а другое – улыбнуться. Студентов колледжа попросили с карандашом во рту оценить, насколько смешны комиксы Гэри Ларсона. Те, кто, сами того не зная, «улыбались», решили, что комиксы смешнее, чем те, кто «хмурились». В другом эксперименте участников попросили насупиться (свести брови), и в результате испытуемые эмоциональнее реагировали на фотографии голодающих детей, спорящих собеседников или жертв несчастных случаев.
На этом статья подходит к концу. Пишите в комментарии, увидели ли вы на себе влияние эффекта прайминга. Также для нас очень важно ваше мнение о темах будущих статей. Надеемся, что вам понравилось!