Как научиться правильно реагировать на критику?
Что бы вы ни делали, вы никогда не будете застрахованы от критики. Ведь даже самых успешных и добрых людей кто, когда, но критиковал.
- Так что если упреков в свою сторону не избежать, можно ли научиться на них правильно реагировать?
Для этого стоит изменить само отношение к критике. На самом деле, если задуматься, то критика всегда является положительной! Ведь это лишь обратная связь, некая информация, которую вы получаете от контакта с другим человеком. А информация не может быть положительной или отрицательной. Все зависит от нашего отношения к ней.
- Можно какой-нибудь пример?
Да. Например, если друг указывает вам, что то, что вы делаете, может привести к лишним проблемам в вашей жизни, то такая критика – конструктивная. То есть, информация является полезной для вас и если вы прислушаетесь к замечанию своего друга, то сможете избежать неприятных последствий.
Но даже в случае, если ваш собеседник вам не помогает, а наоборот, безосновательно осуждает вас или ваше поведение – эта информация может быть очень полезной. Ведь она показывает, с кем вы имеете дело. Скорее всего, ваш критик окажется человеком, который склонен обвинять других в своем же неудовольствии. Если вы прислушиваетесь к этой информации, то это поможет вовремя принять решения о том, хотите ли вы продолжать отношения с этим человеком.
- Если критика так полезна, почему же мы так остро на нее реагируем? И как выработать более спокойное отношение к замечаниям в свою сторону?
Будем откровенными, на самом деле, мы не любим критики. Ведь она нарушает наше представление о себе и таким образом ставит под угрозу всю нашу самооценку. Именно поэтому мы и чувствуем себя так дискомфортно когда нас критикуют и стараемся любыми способами избегать критики.
Но все же не стоит спешить убегать от нее. Особенно когда эмоции берут верх и хочется немедленно все отрицать. Рекомендую помнить, что вы всегда успеете опровергнуть ничем не подтвержденные слова. Наоборот, если вы заскочите замечанием, сперва возьмите тайм-аут. Это можно сделать, откровенно сообщив собеседнику, что вы услышали его видение, но поскольку эта информация является неожиданной для вас, то вы предпочитаете сперва ее обдумать, а тогда сможете сказать свое мнение.
Если вы немного подождете, то негативные эмоции обязательно стишатся, а во время тайм-аута рекомендую пропустить критику через три фильтра:
1) фильтр пользы: эта критика несет в себе какую-то пользу для вас?
2) фильтр заботы: критик заботится таким образом о ваших интересах?
3) фильтр важности: важна ли критика сейчас и актуальна для вас?
Если хотя бы на один вопрос вы дали ответ “да”, то замечание является конструктивным и поможет вам измениться к лучшему. Если же на все три вопроса Вы дали ответ “нет”, можете смело игнорировать такую критику – она является деструктивной и лишь испортит вам настроение.