Сегодня я хочу рассказать о байкальском тюлене - нерпе – единственном эндемичном (эндемик - вид, обитающий на определенном ограниченном ареале- прим.авт.) млекопитающем, который обитает в озере Байкал. Нерпы относятся к роду из семейства тюленевых. Иногда нерп включают в род тюленей обыкновенных (Phoca). В роде нерп 3 вида. Один из них и обитает в Байкале.
Международное научное название нерпы - Pusa sibirica (Gmelin , 1788).
Байкальская нерпа приспособлена к жизни в самом глубоком и пресноводном озере мира ‒ ротовой аппарат с частой посадкой зубов, большие глаза, мощные когти на передних ластах, высокое содержание гемоглобина в крови ‒ помогают нерпе выживать в суровых условиях с максимальным комфортом. Все эти адаптации (адаптация - процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды - прим.авт.) только часть большого списка, которые вырабатывались и закреплялись на генетическом уровне веками.
Любимое место локации (лежбища) нерпы на Байкале – архипелаг Ушканьи острова. Это район территориально располагается в северной части Байкала. Однако, в последние годы в связи с растущей численностью, нерпу можно встретить во всех районах, вплоть до пос. Култук (южная оконечность озера). Такое распределение нерпы по всей акватории озера связано с недостаточным количеством корма, необходимого для неё. Излюбленный объект питания нерпы – голомянка (‒эндемичный вид байкальской рыбы‒ прим.авт.) ‒ не совсем доступна для её питания, т.к. не образует крупных скоплений (стай), как все остальные рыбы. Поэтому нерпе приходится совершать миграции в поисках не только голомянки, но и более доступных кормовых ресурсов.
Нерпа, как большинство млекопитающих, может питаться разнообразной пищей. Хочу привести здесь рассказ одного рыбака, который он мне поведал несколько лет назад: «Ехал на лодке и увидел нерпу, отдыхающую в воде (‒ это не редкость, т.к. спит нерпа в воде, находясь долго в неподвижном состоянии‒ прим.авт.). Ну, любопытно стало, подъезжаю. У неё глаза закрыты ‒ спит. И звук мотора её даже не разбудил. Похлопал по ней, она проснулась, повернулась в сторону лодки и начала вокруг крутиться. Ну, думаю, кушать хочет. У меня была тушёнка. Думаю, интересно, будет есть или нет. Открыл банку ножом, выложил прямо в воду. Ох, как она обрадовалась! Наверное «спасибо» бы сказала, если бы умела.».
Однако, продолжу. Нерпа, как правило, рождает одного детёныша, находясь в возрасте 3-4 лет в специально подготовленном снежном логове в феврале-марте ежегодно. Цвет шкурки детёныша ‒ белый, поэтому у него есть второе название ‒ белёк. Нерпа кормит малыша питательным молоком в течение 2-2,5 месяцев. К тому времени, пока произойдет полное разрушение ледяного покрова, детеныш успевает полностью полинять, меняя цвет из белого на серебристо-серый (2-3 месяца), а позднее и на буро-коричневый.
Помимо всех вышеупомянутых адаптаций у нерпы существуют и другие – повышенная выживаемость на первом году жизни, раннее созревание, всеядность, крупные размеры и большая общая масса тела. Это, наряду с другими характеристиками, ставит её на вершину пищевой пирамиды, а экосистему озера Байкал (в том числе и из-за обитания здесь млекопитающего) относят к полным.
До 1987 г. популяция байкальской нерпы была весьма многочисленной. Однако, в результате эпизоотии (‒широкое распространение инфекционной болезни среди животных, которое сильно превышает уровень заболеваемости – прим.авт. ) чумы плотоядных в 1987-1988 гг. была уничтожена основная часть ее популяции ( популяция -совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп - прим.авт.) . После этого было принято решение о запрете промышленной добычи байкальской нерпы и внесении её в Красную книгу.
На сегодняшний день численность нерпы увеличивается: в 2015 г. она составила около 130 тыс.голов (данные ЛИН СО РАН из открытых источников). Теперь научное сообщество (и не только) беспокоит другой вопрос: если рост численности нерпы будет увеличиваться быстрее, чем прирост кормовой базы, чем это может закончиться? Известно, что при недостатке питания любая популяция начинает естественную корректировку численности при помощи любых доступных механизмов. В 1987-1988 гг. этим механизмом стала эпизоотия чумы плотоядных. Что ждет байкальскую нерпу в ближайшее будущее ‒ неизвестно. Однако, мы надеемся на лучшее.
Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал или ставьте лайки.
Часть информации для публикации была взята из книги В.Д. Пастухова «Нерпа Байкала». - Новосибирск: Наука, 1993.