Найти тему
Антология Музыки

Проект «КРУГОЗОР»: Упущение или «разрядка»?

В 60-е годы прошлого столетия, когда зарубежная музыка в СССР была представлена, в основном, «мелодиями друзей» из братских социалистических стран, вдруг зажурчал маленький ручеек из песен мировой эстрады… из газетных киосков. На дворе стояла политическая «оттепель», и эти киоски в то время представляли собой прямо-таки «рассадник буржуазной культуры»: в них можно было купить свежие номера журналов «Америка» и «Англия», югославский журнал «Филмски свет», в котором – о ужас! – можно было обнаружить цветные фото кинозвезд в купальниках… Ну а для тех, кто владел иностранными языками, это был вообще праздник – в киоске «Союзпечати» можно было приобрести ежедневные газеты «Юманите» или «Паэзе сера» - «левые» издания Франции и Италии, чьи мнения о политической ситуации в мире не всегда совпадали с «генеральной линией» КПСС…

Но вернемся к тому, с чего начали разговор: к зарубежной эстраде.

Первый номер журнала звукового «Кругозор» - а речь пойдет именно о нем – вышел в 1964 году под девизом: "Нигде в мире нет такой могучей, жизнеутверждающей литературы и такого искусства, как в Советском Союзе". Фраза эта принадлежала «нашему дорогому» Никите Сергеевичу Хрущеву, отрывок из речи которого можно было услышать на первой странице нового журнала. И действительно, первый номер журнала был максимально патриотичен, на его страницах выступали космонавты, ученые, передовые рабочие и, конечно, артисты советской эстрады.

А вот со второго номера «началось».

Рубрика, посвященная зарубежной эстраде, была названа «Музыкальные лучи планеты».

-2

Первой «ласточкой», залетевшей на страницу «Кругозора» стала певица из далекой Японии, Митиё Адзуса . Её песню «Здравствуй, малыш» советский слушатель знал в исполнении на русском языке , которая, впрочем, была записана на той же странице журнала. Раскрученную в радиопередачах песню необходимо было вовремя разнести по домашним проигрывателям – в отличие от «тормозной» фирмы «Мелодия» «Кругозор» с этим прекрасно справился.

А вот уже третий выпуск журнала переносит нас прямо, как говорится, «в гущу событий» на мировой эстраде и знакомит слушателей с главной сенсацией в музыкальном мире – победительницей фестиваля песни «Сан Ремо» Джильолой Чинкуэтти . Её песня «Я слишком молода, чтобы любить» была, также как и в прошлом номере, записана рядом в русской версии (тогда предполагалось, что это станет традицией – но не стало). Запись сопровождалась, как и следовало ожидать, метким комментарием о том, что итальянка с честью вышла победителем против навязчивого засилья «орущих» исполнителей…

-3

Трудно сказать, но после публикации песни, о которой говорит весь мир «Кругозор» чего-то (или кого-то) испугался и замолчал о зарубежной эстраде ровно на год, записав лишь пару итальянских песен в исполнении М.Магомаева. В конце 1965 журнал выпустил пластинку с музыкой из «Шербурских зонтиков» и «Вестсайдской истории». Перевод песни из последней был прочитан прямо перед её записью (если только напечатать – кто-то может не прочесть…)

«Славно живется в Америке / всё продаётся в Америке / джаз и коктейли в Америке / грязь и трущобы в Америке …

Совсем другие интонации - в интервью с «большим другом Советского Союза» Франсисом Лемарком. И – ура! – на звуковой странице появился модный танец хали-гали. Правда, чтобы его найти, нужно прослушать джазовые композиции, под которые танцевать невозможно, увязанные с этим танцем в общее попурри… После этого снова на целый год журнал для мировой музыки был закрыт. И вот в конце 1966 год мы снова услышали мировых звезд – Челентано, Риту Павоне и Джанни Моранди, Адамо и Роберту Карлуша.

-4

Зарубежные артисты поселились на страницах журнала, занимая до поры скромное место где-то в середине номера. В следующих выпусках там нашлось место для песен бразильского карнавала, победителей конкурса песни в польском Сопоте, в середине 1967 года появляются песни и интервью с звездой шансона Жюльетт Греко ; все остальные места, отведенные для зарубежной эстрады, снова были отданы «мелодиям друзей» из соцстран, укрепляя слушателей в мнении, что западнее их границ слушать совершенно нечего…

-5

С начала 1968 «погода» в журнале начала меняться. Уже в первом выпуске на 4 страницах из 12 (целая треть!) были записаны зарубежные звезды: Мина, Джоан Баэз, М. Матье . Но, вопреки ожиданиям меломанов, закономерностью это не стало, и в течение года журнал снова выдавал мировую музыку по крупицам – всего 5 – 6 песен за год, а к концу года – в качестве новогоднего подарка – целую пластинку Шарля Азнавура

-6

И вот, наконец, с 1969 года журнал начинает принимать форму, по которой его стали узнавать любители музыки. «Музыкальные лучи» были переименованы в «Эстраду планеты» - рубрику, которая заняла достойное место на задней обложке журнала, где публиковался рассказ об артисте, которому была отдана целая пластинка, и главное – цветное фото на глянцевой бумаге. До выпуска фирмой «Мелодия» виниловых лицензионных пластинок оставалось еще как минимум лет 10, в течение которых «Кругозор» и предоставлял советским любителям музыки уникальную возможность одновременно прочитать о полюбившихся исполнителях и прослушать их песни.

"Кругозор" в 1969 году.
"Кругозор" в 1969 году.

НИЖЕ - ГАЛЕРЕЯ ОБРАЗОВ "КРУГОЗОРА"