Вообще-то я далека от политики, но с некоторых пор стала интересоваться историей - не только страны, но и семьи. Хотя в моей родословной нет никого, кроме потомственных крестьян, это мне не мешает, потому как крестьян я очень уважаю.
В общем, в прошлом году я решила исследовать боевой путь своего деда.
В работе я использовала следующие источники:
1. Воспоминания своего отца и тети, детей Василия Ивановича;
2. Документы из семейного архива (их много: фотографии, грамоты, благодарности за взятие городов);
3 Сайт "Память народа", где нашла данные о боевом пути и наградах;
4. "Википедия" - здесь нашлись данные о боевом пути 165 стрелковой дивизии, в которой служил дед и и информация о городах Европы, в освобождении которых он принимал участие.
5. Книга маршала К.К. Рокоссовского "Солдатский долг" - она помогла восполнить недостаток воспоминаний участника событий и более зримо представить военные действия, в которых участвовал мой родственник.
Василий Иванович Воробьев родился в деревне Урез Солтонского района Алтайского края 4 апреля 1926 года. Но в его метриках значится другая дата – 4 июня 1926 года. В то время в деревнях такое «омолаживание» детей было явлением распространенным. Об этом я подробнее писала здесь:
В семье Ивана Михайловича Воробьева и Дарьи Еремеевны, в девичестве Печерской, Василий был третьим ребенком. Его старших сестер звали: Кристинья (1920 г.р.) и Фелицата (1924 г.р.). Дарья Еремеевна умерла, когда Василию было всего три года.
Задумав жениться снова, Иван Михайлович привел в дом несколько женщин и предложил маленькому Василию выбрать себе приёмную мать. Мальчик сразу подошел и забрался на колени к Ульяне Петровне, которая стала вскоре женой отца, воспитала троих приемных детей и общую дочь Лидию (1931 г.р.).
Отец рассказывал, что у деда со школьных лет была обязанность – плести лапти на всю семью. Изнашивались лапти быстро, максимум за две недели, так что работы у него всегда хватало.
Размеренная жизнь семьи длилась недолго: в 1941 году Ивана Михайловича забрали на фронт. Забегая вперед, отмечу, что с войны он пришел живой и без видимых увечий. Прожил мой прадед 80 лет и умер в 1978 году.
…В 1941 Василию было 15 лет, он был единственным мужчиной в доме, работал в колхозе «Красная заря» и учился в школе. В семейном архиве хранится его свидетельство об окончании семилетки, выданное в 1943 году.
В 4 ноября 1943 семнадцатилетнего Василия забирают в действительную армию – сначала в 21 запасной стрелковый полк, затем в 24 запасной артиллерийский полк, а 17 июня 1944 года он в составе 485 отдельной роты связи 165 стрелковой дивизии 47 армии 1-го Белорусского фронта попадает на передовую – все эти сведения содержатся в военном билете деда. Они совпадают с данными о боевом пути 165 стрелковой дивизии, размещенными на сайте "Память народа".
Боевая специальность Василия Ивановича – радиотелеграфист. А это значит, он должен был протягивать линии связи между отделениями наших войск и соединять порывы на них. Иногда ему приходилось работать на заминированных полях, иногда – под обстрелом вражеских войск. От качества связи во многом зависел успех сражений, поэтому связистами становились самые технически грамотные и мужественные солдаты.
Уже через месяц боевых действий, в июле 1944 года, мой дед в составе 165 стрелковой дивизии в ходе Люблин-Брестской операции форсирует Западный Буг и переходит границу Польши.
Вот что об этом пишет К.К. Рокоссовский:
«18 июля с утра наши части прорвали вражескую оборону на фронте 30 километров и продвинулись на 13 километров. К 20 июля ударные группировки левого крыла вышли на Западный Буг и, форсировав его в трех местах, вступили на территорию Польши.
Войскам 47-й армии после форсирования Буга предстояло наступать в юго-западном направлении на Седлец, разгромить противостоящие вражеские части и не допустить отхода к Варшаве немецких войск, находившихся к востоку от рубежа Седлец, Лукув».
Далее 165 сд постепенно с боями продвигается к г. Седлец, при освобождении которого дивизия отличилась 31 июля 1944 года, затем наступает севернее города, прорывая оборону по направлению несколько севернее Варшавы. За успехи при освобождении Седлеца дивизия награждается почетным наименованием Седлецкой.
В августе 47 армия вела бои в районе Седлеца фронтом на север.
Вновь передаю слово Рокоссовскому:
«К 28 июля основные силы фронта на рубеже Брест, Седлец, Отвоцк, встретив упорное сопротивление вражеских войск, вынуждены были развернуться фронтом на север… Войска двух армий (47-й и 2-й танковой) …вытянулись в нитку, введя в бой все свои резервы; не осталось ничего во фронтовом резерве. Был единственный выход – ускорить продвижение от Бреста 70-й армии и скорее вытянуть из лесов Беловежской Пущи армии генералов Батова и Романенко.
…Первая половина сентября ознаменовалась крупными многодневными боями».
В августе 1944 года Василия Ивановича награждают медалью "За отвагу".
". Вот что об этом говорится в наградном листе к медали, который находится на сайте Министерства Обороны:
"При овладении нашими войсками гор. Добрс и последующем продвижении наших войск тов. Воробьев проявил мужество и отвагу. 9.08.1944 года, получив задание обслуживать линию связи, идущую на НП командира дивизии тов. Воробьев в течение дня не уходил с линии и под ураганным огнем противника устранил 7 порывов линии, чем обеспечил бесперебойное управление войсками командира 165 сд.»
Я выяснила, что место подвига прадеда называется не Добрс, а Добре. Это название обнаружилось на исторической карте сайта, и находится оно немного западнее ныне существующего польского города Станиславув. Как раз через эти места двигалась 165 стрелковая дивизия.
В конце августа 1944 года 165 сд была переведена в состав 70 армии, командиром которой был генерал-полковник Василий Степанович Попов.
С 29 октября 70 армия находилась в резерве 1-го Белорусского фронта, а с 19 ноября – в резерве 2-го Белорусского фронта северо-восточнее Варшавы.
Перевод 70 армии в состав 2-го Белорусского фронта напрямую связан с переводом туда же командующего 1-ым Белорусским фронтом маршала Рокоссовского. Дело в том, что 1-й Белорусский фронт двигался на Берлин, но Сталин решил, что главным маршалом-победителем должен стать Жуков, а не Рокоссовский. Таким образом, и 165 сд в составе 70 армии перешла вслед за командующим в подчинение 2-го Белорусского фронта. Вот как пишет об этом маршал Рокоссовский в своих воспоминаниях:
«Отошла к нам и 70-я армия генерала В. С. Попова, с которой мы прошагали от Курской дуги до Нарева. Она сейчас оказалась крайней на левом крыле фронта на западном берегу Нарева, упираясь своим левым флангом в Вислу».
485 отдельная рота связи при этом переформируется в 305 отдельный батальон связи, в котором и продолжил службу мой дед, вернувшийся в дивизию после контузии, полученной 16 октября 1944 года.
О том, как воевал мой дед после переформирования войск, в 1945 году, я расскажу в следующей статье:
Боевой путь моего деда Василия Ивановича Воробьева. Часть вторая
Другие статьи о Василии Ивановиче:
Разбираюсь, какие нагрудные знаки видны на фотографии деда Василия Ивановича Воробьева
Разбираюсь, какие награды были у моего деда Василия Ивановича Воробьева
Что рассказывал о войне мой дед Василий Иванович Воробьев
Если статья понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь, пишите комментарии.