Чтобы в Беларуси возникла полноценная партийная система, из бюджета потребуется выделять около 100 млн. рублей в год. Деньги будут потрачены не зря – партии обеспечат национальную безопасность страны, занятость нескольким тысячам человек и рост ВВП.
В настоящее время в Беларуси активно обсуждается планы реформирования политической системы страны, заключающиеся в создании системы полноценных партий. Хотя у нас сейчас зарегистрированы 15 партий, но они малочисленны и активной деятельности не ведут. К тому же, часть из них финансируется из-за границы. Нужны новые партии. И надо понять, как они будут финансироваться.
Мнения на этот счет существуют самые разные. Так, политолог Александр Шпаковский считает, что необходимо финансировать из бюджета те партии, которые проходят в Национальное собрание. При этом, по его мнению, надо вводить строжайший законодательный запрет (он существует, но санкций нет) на получение зарубежного финансирования на политические цели, и усиливать наказание за его нарушение.
Правда, при этом политолог отметил, что на постсоветском пространстве нигде ни к чему хорошему партийное строительство не привело, поэтому он скептически относится к данному вопросу.
Почему так происходит на постсоветском пространстве, понятно: чтобы партийная система была эффективной, к партиям и их финансированию должны предъявляться определенные требования. Олег Гайдукевич, депутат Палаты представителей и глава Либерально-демократической партии, считает, что таким требованием является патриотизм.
Что касается того, зачем стране партии, то, по его мнению, они должны контролировать чиновников в дополнение к ОБЭПУ, КГБ и президенту, внутри страны спорить об экономике, о социальных вопросах, критиковать там, где надо, чиновников. За это их и надо финансировать.
Журналист Григорий Азаренок считает, что Беларуси нужна партия, которая способна выйти на улицу к обезумевшей толпе, политический ОМОН, который твердым словом и решительным действием преградит дорогу распаду державы, нужна партия, которая придет к чиновнику, нахамившему простому человеку, и поставит его на место, нужна партия людей, которые знают, как обустраивать державу, и т. д. и т. п. Правда, он также написал, что не нужна не партия, а опричнина, которая будет сохранять свой народ и своего лидера от внутренних и внешних врагов.
Какие должны быть партии?
Определение требований, нужно предъявлять к партиям, действительно, является серьезной проблемой. И опыт стран бывшего СССР, действительно, не годится. Но, к счастью, Беларусь не первая страна в мире, в которой пришлось решать данную проблему, и в мире имеется примеры успеха. В частности, это Германия, которая после Второй мировой войны решала проблему преодоления своего нацистского прошлого. В связи с этим в ее Конституцию был включен специальный пункт, которого в конституциях других стран нет. Вот он:
«Статья 21
Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут создаваться свободно. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Они должны представлять публичный отчет об источниках и расходовании своих средств, а также о своем имуществе.
Партии, которые стремятся, судя по их целям или действиям их сторонников, причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его, либо угрожают существованию Федеративной Республики Германия, являются антиконституционными. Вопрос об антиконституционности партий решает Федеральный конституционный суд.
Подробности регулируются федеральными законами».
Таким образом, в Германии партии должны действовать в соответствие с Конституцией, в которой как раз и зафиксированы основы свободного демократического строя. То есть требований к ним намного больше, чем один патриотизм, на котором фокусируется Олег Гайдукевич. С другой стороны, в Конституции нет многих несколько чрезмерных требований, о которых говорил Григорий Азаренок. В частности, нет требований быть опричниками и поддерживать главу государства. И это не случайно. Дело в том, что такое требование делает политическую систему неустойчивой. Пока глава государства на месте, все нормально. Но стоит ему куда-либо подеваться (не изберут или отойдет в мир иной), система управления государством, основанная на одной личности, рухнет.
Кстати, это хорошо иллюстрирует пример с опричниной. Ее вводил царь России Иван Грозный, после смерти которого в стране случилась гражданская война и иностранная интервенция. И это не случайно. Опасно стоять на одной ноге, сколько сильной она бы не была. Со временем нога ослабеет, а это неизбежно, потому что все мы смертны, и все рухнет.
Поэтому партий должно быть несколько, и они должны финансироваться независимо от того, находятся они у власти или нет. В Германии, например, финансируются не только партии, прошедшей в Бундестаг, но и все партии, которые на выборах набирают более 0,5% голосов. Большинство средств, конечно получают несколько крупнейших партий, которые формируют парламент, но и небольшие партии не чувствуют себя чем-то вне государства. Бюджетное финансирование – хороший стимул для патриотизма!
Экономить на партиях невыгодно
Таким образом, многопартийная система обеспечивает дополнительную гарантию от нестабильности в обществе и преемственность власти.
При этом финансирование партий со стороны государства должно быть весьма значительным. Во-первых, это необходимо в целях обеспечения противовеса силам, финансируемым из-за рубежа. Во-вторых, надо обеспечить партиям защиту и от внутренних коррупционеров и лоббистов. Например, в Германии исходят из того, что надежное финансирование за счет государственных средств приводит к тому, что партиям нет необходимости продавать свое влияние отдельным рыночным или каким-то другим структурам. Это некоторого рода защита от коррупции.
Но, разумеется, за деятельностью партий должен сохраняться жесткий контроль государства. Это может осуществляться так же как в Германии, то есть Конституционным судом при условии открытой публикации финансовой отчетности партий. Они сами будут с энтузиазмом следить друг за другом.
Правда, нынешняя белорусская Конституция должна быть изменена, так как в ее существующем виде она не обеспечивает эффективное существование партийной системы. И конституция 1994 года не обеспечивает. И обсуждаемые поправки с Всебелорусским народным собранием в качестве органа власти не помогут. Нужны изменения, которые приведут ее в соответствие с идеологией социального либерализма (см. «Либеральная Конституция для Беларуси»). От многопартийных систем в странах бывшего СНГ нет особого толку именно потому, что там нет данной идеологии, и она не отражена в их конституциях.
Но это отдельный вопрос, а что касается финансирования партий в Беларуси, то его можно оценить исходя из опыта Германии. Там партии, как правящие, так и оппозиционные, чуть ли не полностью финансируются из бюджета, и это несмотря на развитую рыночную экономику, огромный частный сектор и намного более высокие доходы населения, чем в Беларуси.
Денежные субсидии из бюджета получают около 20 партий. Кроме того, имеется косвенное государственное финансирование в виде налоговых льгот для партийных взносов. В сумме прямые и косвенные субсидии из бюджета составляют около 60% доходов немецких партий.
Но это еще не все. Партиям, в частности, предоставляется возможность бесплатной рекламы на государственных радио и телеканалах. А местные органы власти арендуют за свой счет рекламные счеты для партий.
В результате у германских партий есть деньги, и в период с 1991 по 2009 год совокупные годовые расходы немецких партий на одного избирателя составляли от 5 до 10 евро. Это не рекорд: в Австрии, Израиле, Италии, Японии и Мексике тратят в 2-3 раза больше.
Если считать, что в Беларуси около 7 млн. избирателей, то у нас расходы партий, и, следовательно, и их доходы, должны составлять 35-70 млн. евро, то есть 100-200 млн. рублей в год. Из них большая часть должна обеспечиваться бюджетным финансированием. То есть прямое бюджетное финансирование можно оценивать в среднем примерно в 100 млн. рублей.
На эти деньги, к которым добавятся средства, собираемые партиями самостоятельно, в стране будет создано несколько тысяч (5-10) рабочих мест. Это профессиональные политики, административный аппарат партий, эксперты, идеологи, советники, то есть люди, которые непосредственно будут работать в массах и обеспечивать национальную безопасность страны, управляя настроениями масс. Ну, или, следуя совету Олега Гайдукевича, контролируя чиновников. То есть, в стране фактически возникнет новая сфера экономики (услуг), которой нет у нас, и которая имеется во всех экономически развитых странах. В некотором смысле действительно можно говорить о формировании нового контрольного органа, хотя, конечно, это не основные функции партий.
Много или мало 100 млн. рублей в год за национальную безопасность в виде многопартийной системы? Чтобы понять это, можно сопоставить эту величину с расходами бюджета на общегосударственную деятельность в 2020 году. Они выросли по сравнению с 2019 годом на 3,8 млрд. рублей, достигнув 12,1 млрд. рублей. В значительной степени, рост расходов – это плата за политический кризис (финансирование национальной экономики в 2020 году снизилось на 0,2 млрд. рублей, а расходы на социальную сферу увеличились всего на 1,9 млрд. рублей). Таким образом, плата за кризис уже составляет миллиарды рублей. А кризис-то продолжается, и расходы все еще растут. К тому же, следовало бы учесть и репутационные, а также другие потери страны, в частности от прекращения финансирования со стороны западных финансовых институтов развития.
Надо также иметь в виду, что значительная часть из 100 млн. рублей будет возвращена в бюджет в виде подоходного налога и соцстраха работников партийного аппарата, который у нас составляет около 50% от зарплаты.
Таким образом, явно выгоднее тратить из бюджета около 100 млрд. рублей в год на партийную систему, чем терять миллиарды в период кризисов. Это вполне ожидаемый вывод, ведь любую болезнь легче предупредить, чем лечить.
Владимир Тарасов.