К 70-ым годам прошлого века мотоциклы из Чехословакии JAWA прочно закрепились на просторах СССР. Официально в магазинах торгующих мототехникой иностранные Явы были замечены уже в 1962 году. Именно тогда начались массовые отгрузки двух моделей - 559 (Jawa 250) и 354/06 (Jawa 350). Хотя появлялись Явы на советских дорогах еще в середине 50-ых конкурируя с ИЖами.
После войны чехословацкие инженеры отказались от 175 кубового движка и оставили в своей гамме только два типа двигателей - базовый одноцилиндровый 250 кубовый и двухцилиндровый 350 кубовый движок. Иностранные мотоциклы разительно отличались от советских образцов того времени. Довольно удачная конструкция, более совершенное оборудование и отношение к деталям предопределило судьбу JAWA в СССР.
Мотоцикл стал настоящим культурным феноменом. Владельцы ЯВ представляли собой особый пласт наиболее продвинутых и успешных. Несмотря на то, что ЯВА стоила дороже советских аналогов спрос на такую технику только возрастал. Ведь позволить купить себе автомобиль было довольно сложно.
В 1970 году на конвейере в ЧССР появляется Jawa Bizon с теми же 2 моторами объемом 250 и 350 см3. Но эксперименты с экстерьером оказались неудачными, народ не понял задумку дизайнеров.
К 1973 году была готова новая модель Jawa 350/634, которая была ориентирована в основном именно на Советский Союз. От 250 кубового движка было решено отказаться окончательно. А вот фирменный вишневый цвет стал настоящим символом успеха.
Ява 350 typ 634 просто не имела конкурентов в своем классе. Чуть позже появилась ИЖ Планета Спорт с японским карбюратором, но это другая история. Чехи постоянно работали над модернизацией мотоцикла и если первые версии 634-01 развивали всего 18 л.с. то более поздние модификации могли порадовать уже 23 л.с.
Конструкция мотоцикла позволяла устанавливать боковой прицеп, но настоящие советские рокеры предпочитали двухколесную вариацию. Вокруг магазинов запчастей формировались свои молодежные тусовки, неформалы и прочие бунтари.
Снял для своего подписчика Николая небольшой видео обзор мотоцикла. Можно посмотреть здесь. Там правда в основном об истории зарождения и развития легендарной марки.
Мотоцикл нашел в Музее техники Вадима Задорожного. Там представлена Ява 1974 года выпуска, правда состояние далеко не идеальное.