Фильм «Сережа», созданный по мотивам повести Веры Пановой в 1960 году начинающими режиссерами Георгием Данелия и Игорем Таланкиным, радует зрителей уже более шестидесяти лет. По опросу журнала «Советский экран», картина стала лучшим фильмом года. Она получила «Хрустальный глобус» на XII Международном кинофестивале в Карловых Варах, «Золотую голову Паленке» на III Международном смотре фильмов в Акапулько, Первую премию Каннского кинофестиваля среди фильмов для детей и юношества, похвальный отзыв за лучшую работу на IV Международном фестивале в Страстфорде и множество других призов и наград.
У «Сережи» сложилась счастливая судьба. По сей день фильм транслируют по разным телеканалам, его знают и любят и взрослые, и дети. И что самое главное – лента нисколько не устарела! История Сережи по-прежнему трогает сердца зрителей и оставляет глубокий след в памяти. Так в чем же секрет такого успеха? Ведь фильм снимали дебютанты, которые вряд ли могли совершить «прорыв в кинематографе». Чем же так дорога нам картина «Сережа»? И что заставляет нас пересматривать ее снова и снова, сопереживая главному герою?
Прежде всего, нужно сказать о литературной первооснове. Повесть Веры Пановой «Сережа» поразила будущих режиссеров, по их собственному признанию, своей искренностью, человечностью, эмоциональностью.
Писательница рассказала о нескольких днях жизни маленького мальчика Сережи, о его радостях и открытиях, о его друзьях и родных, о чаяниях и заботах. При этом, рассказывая от третьего лица, она удивительным образом сумела показать именно детский взгляд на жизнь. Получилось очень правдиво, честно и одновременно трогательно. Впрочем, произведение Веры Пановой требует отдельного разговора, прочитать о книге можно здесь.
Ну а в этой статье мы сосредоточимся на фильме.
Едва Игорь Таланкин прочитал повесть Пановой в журнале «Новый мир», он тут же поделился своим открытием с Георгием Данелия (молодые люди вместе учились на курсах киностудии «Мосфильм»). Данелия поддержал друга, и они тут же решили писать сценарий и снимать кино.
Сценарий получился не с первого раза. Написав значительную его часть, Таланкин и Данелия поняли, что что-то идет не так: в сценарии исчезала индивидуальность, ему не хватало яркости. В результате готовые двадцать страниц отправились в мусорное ведро, и авторы начали все сначала, придумав новый режиссерский ход: «снимать фильм глазами мальчика, то есть в ракурсе снизу». Затем готовый сценарий показали Вере Пановой, она его одобрила и дала согласие на экранизацию. Работа закипела.
Руководство «Мосфильма», увидев в заявке фамилию Пановой, особо не стало вникать, кто и что собирается снимать, и фильм запустили в производство. В одной из своих книг Георгий Данелия вспоминал:
Оператором мы взяли Толю Ниточкина (это был его дебют). Художником – Веру Низскую (тоже дебют). А директором картины согласился стать мой старый знакомый Циргиладзе, который тут же, не спрашивая нас, прикрепил к фильму опытного второго режиссера, ассистента и своего друга Кима. Второй режиссер и ассистент искали актеров, мы писали режиссерский сценарий, Ким кипятил воду и заваривал чай. Режиссерский мы писали вчетвером, с оператором и художником. Обговаривали каждый кадр.
Затем Данелия полностью зарисовал весь будущий фильм по кадрам: у него получилось 505 кадров.
Далее предстояло найти актеров для картины, и, конечно, очень много зависело от мальчика, который будет играть главную роль – его искали особенно долго. Режиссеры искали белобрысого мальчишку 5-6 лет и отсмотрели тысячи кандидатур. При этом почти все малыши читали стихи о Ленине. Но вдруг неожиданно на пробы пришел темненький Боря Бархатов, который сразу поразил съемочную группу не только тем, что запомнил всех по имени-отчеству, но и выбором стихотворения для проб: Боря читал «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова. Мальчик настолько очаровал режиссеров, что они утвердили его на роль, несмотря на природный цвет волос: для съемок Борю быстро перекрасили в блондина. Так он стал Сережей. К слову, во время всего периода съемок вся съемочная группа называла Борю не иначе как Борис Павлович.
Молодые режиссеры не верили, что в их картине согласятся сниматься известные актеры. Поэтому, когда на киностудии им посоветовали взять на роль Коростелева Сергея Бондарчука, Данелия и Таланкин засомневались, что такой вариант возможен – слишком уж популярен был в то время Бондарчук, недавно сыгравший Отелло. Тем не менее, прочитав сценарий, Сергей Федорович сказал, что роль ему нравится, и дал свое согласие. А кроме этого еще и предложил на роль мамы Сережи свою жену Ирину Скобцеву. Участие в фильме этих актеров сразу придавало ленте особый статус.
Но отношения у Данелии и Бондарчука на съемках складывались непросто. Молодой режиссер с южным темпераментом с трудом сдерживал себя: ему казалось, что «мэтр» страдает звездной болезнью и «много о себе думает». Во время одного из застолий он даже высказал Бондарчуку все, что о нем думал: и что снимает он актера «по указке» сверху, и что тот портит всю картину, и т. д. Но к чести Бондарчука, такие эскапады режиссера-дебютанта последствий не имели. В дальнейшем актер и режиссер преодолели конфликт и наладили общение.
Перед началом работы Таланкин и Данелия пообещали друг другу, что все решения они будут принимать сообща и все делать будут вместе. Также они решили, что у каждого из них будет право вето на то или иное решение. Съемки начались осенью 1959 года. Декорацию выстроили в Краснодаре, ведь там осенью часто стоит летняя погода, а в повести действие происходит летом.
С детьми на съемках всегда непросто, и с Борей Бархатовым режиссерам пришлось помучиться. Например, в сцене, когда Сережу не берут в Холмогоры, мальчик должен был заплакать, но у него это никак не получалось. Данелия и Таланкин просто выбились из сил. И тогда они придумали небольшой розыгрыш. Таланкин сказал, что за шалости они закроют мальчика на ночь на студии одного. Сначала Боря не поверил, но угроза звучала убедительно, и губа мальчика начала предательски дрожать, он расплакался. Данелия тут же дал отмашку снимать, а Боре тут же велел говорить текст. Так удалось снять несколько дублей. Когда была дана команда: «Стоп», Боря, продолжая плакать, решил все высказать Таланкину. «Таланкин, Ваша фамилия от слова «талант», а Вы не режиссер, а какой-то жук навозный», - в слезах прокричал режиссеру маленький актер. После этих слов группа покатилась со смеху, и режиссер признался Боре в своей хитрости. В книге «Безбилетный пассажир» Данелия вспоминал:
Между прочим. Если бы Сережу играл Бондарчук, то проблем бы не было: плакать в кадре Бондарчук умел и любил. В той сцене Коростелев берет Сережу на руки и говорит:
— Ну что ты, брат, делаешь! Ведь сказано же, босиком нельзя!
Снимаем. У Бондарчука глаза полны слез. Просим:
— Сергей, лучше без слез. А то мальчик плачет, Коростелев плачет…
— Не буду.
Сняли. Смотрим материал на экране: Бондарчук все-таки пустил слезу. Но только из левого глаза — из того, которого нам во время съемок не было видно.
Там же он рассказывал еще об одном интересном случае на съемках. Снимали сцену похорон бабушки, где тень Сережи должна была брести между теней крестов. Но чем выше поднималось солнце, тем меньше становилась тень мальчика, а к моменту начала съемок стала совсем маленькой. Снимать было невозможно, и Борю отправили домой. В результате берет Сережи надел Игорь Таланкин. Оператор тут же приказал ему снять штаны, ведь Сережа ходил в шортиках. Таланкин остался в трусах. А теперь включите воображение, чтобы представить себе съемочный процесс: два человека несут гроб, за ними идет какой-то мужик в берете с помпоном и в трусах, неся в руках цветок, а стоящий рядом грузин напевает траурный марш (Данелия пел марш, чтобы «актеры» соблюдали ритм и двигались в определенном темпе).
Во время съемок картины практиковалось озвучивание детей взрослыми актерами, чаще всего актрисами-травести. Если вы посмотрите фильмы 1940-1960-х годов, то услышите, как неестественно разговаривают в них дети, какие одинаковые у них голоса. В случае с «Сережей» решили действовать иначе. Звукорежиссер Лев Трахтенберг вспоминал:
В работе над фильмом «Сережа» для меня как звукооператора главным было передать в звуке непосредственность исполнения роли Сережи маленьким Борей Бархатовым. Борис, которому к началу съемок исполнилось пять с половиной лет, оказался на редкость способным мальчиком, и всем нам сразу стало очевидным, что дублирование его взрослой актрисой приведет к невозвратимой потере образных черт, возникавших у маленького актера перед съемочным аппаратом. Весь наш творческий коллектив согласился на любые трудности, чтобы сохранить для экрана эффект подлинности в переживаниях маленького героя.
Среди актеров, снимавшихся в картине, хочется также отметить Любовь Соколову и Василия Меркурьева. Любовь Соколова сыграла в фильме мать Васьки. Актриса снималась затем и в других картинах Георгия Данелия, они были мужем и женой. В историю кино Соколова вошла как актриса маленьких ролей и мастер эпизода. Она сыграла огромное количество мам и бабушек, но каждый образ у нее получался оригинальным и запоминающимся. Достаточно вспомнить маму Нади из «Иронии судьбы» или родительницу из «Доживем до понедельника». А вот большой роли, к сожалению, Соколова так и не сыграла.
Василий Меркурьев (1904-1978) исполнил в фильме роль дяди Кости, капитана дальнего плаванья, и украсил своим участием картину. Меркурьев – великий актер, режиссер, театральный педагог. Наиболее известны его работы в фильмах «Золушка» (Лесничий), «Двенадцатая ночь» (Мальволио), «Верные друзья» (Нистратов), «Летят журавли» (Бороздин).
Как уже было сказано выше, фильм имел огромный успех у зрителей. Но были и недовольные. Например, маленький Федя Бондарчук, сын Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой. Увидев, что его родители обнимают какого-то другого мальчика и называют его сыном, Федя в слезах бросился к экрану и стал замахиваться на него, приговаривая: «Это мои мама и папа, а не твои!». Родителям стоило большого труда успокоить ребенка и объяснить ему, в чем дело.
И Георгий Данелия, и Игорь Таланкин стали известными режиссерами, классиками отечественного кино. Но вместе они больше не работали: каждый пошел своей дорогой.
Данелия снял великолепные ленты «Осенний марафон», «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня», «Не горюй!» и многие другие. Он придумал жанр «печальной комедии».
Что касается Таланкина, он снимал авторское кино: «Дневные звезды», «Отец Сергий», «Звездопад» и другие. Но их первый совместный фильм «Сережа» оказался особенно светлым и запоминающимся.
В нашем издательстве повесть Веры Пановой «Сережа» вышла с прекрасными иллюстрациями Владимира Гальдяева.
Повесть рекомендована для самостоятельного внеклассного чтения в средней школе.
Посмотреть книгу Веры Пановой «Сережа» с иллюстрациями Владимира Гальдяева можно здесь.
Приглашаем ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ .