В историю советского кино Владимир Басов вошел как талантливый режиссер, актер и сценарист. Представитель поколения фронтовиков, он не только снимал картины о войне, но и с большой точностью подходил к экранизациям произведений Пушкина и Булгакова. Я решила больше узнать о жизни актера и режиссера.
Детство и юность
Владимир Басов родился в 1923 году в поселке Уразово в семье учительницы и военнослужащего. Его мать, дочь православного священника, родилась в Покровске. Отец Владимира — Павел Басултайнен, по национальности финн, окончил Тартусский университет, был офицером и командиром пограничных войск. Через 8 лет после рождения сына он погиб на войне. После этого жизнь семьи изменилась.
Как вспоминал Басов, его детство – это многочисленные переезды и странствия по стране. Жили они с матерью и в Воронеже, и на Волге, и в Курске, и в Липецке. После смерти отца семья переехала к дяде в город Железнодорожный. Там мальчик сразу пошел в 3-й класс, пропустив первый и второй. Через некоторое время его маму Александру Ивановну назначали секретарем районной газеты Калининградской области, поэтому 4-й класс Басов заканчивал опять в другом городе. Каждый год будущий артист менял школы, но это не мешало ему хорошо учиться. 10 класс будущий актер окончил в Москве.
В 1941 году Басов решил поступить во ВГИК. Юноша твердо верил, что сможет поступить с первой попытки. Возможно, так бы и случилось, если бы планы молодого Басова не разрушила война. Он ушел на фронт добровольцем. Говорят, что Басов даже исправил год рождения, чтобы подойти по возрасту.
Сначала Владимир Павлович был лейтенантом интендантской бригады и организовывал художественную самодеятельность — его ребята дали 150 концертов на передовой. Но позже судьба преподнесла сюрприз: Басова отправили минометную бригаду.
В феврале 1945 года с ранением Басов попал в госпиталь, но после выздоровления возвратился в строй. После войны будущий актер получил звание капитана и орден Красной Звезды. Басов имел все шансы сделать блестящую карьеру военного, но отказался, мечтая совсем о другом.
Режиссура
В 1947 году Владимир поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В 1952-м году он окончил вуз и начал работать на «Мосфильме». Сначала Басов трудился ассистентом режиссера и работал над картиной «Пржевальский» вместе со своим учителем Сергеем Юткевичем. Набравшись опыта, артист снял свой первый фильм «Школа мужества». После успешного дебюта Владимир Павлович снял ряд запоминающихся фильмов: «Первые радости», «Крушение эмирата», «Жизнь прошла мимо» и другие.
В 1960 году Басов снял новую картину «Битва в пути», которая заняла 6-е место в прокате и получила ряд похвальных рецензий от критиков. Настоящим прорывом стала шпионская драма «Щит и меч» со Станиславом Любшиным, Аллой Демидовой и Олегом Янковским. Это потрясающей глубины рассказ не столько о нюансах военной разведки, сколько о мастерстве перевоплощения и моральной стойкости.
Не менее яркой получилась экранизация пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» в 1975 году, к которой Владимир написал сценарий и в которой снялся сам.
Фильмы
Фильмография Владимира Басова-актера в разы обширнее, чем список режиссерских работ. Дебют в кино произошел в 1954 году в «Школе мужества», что было началом блистательной актерской карьеры. За свою жизнь Басов сыграл более чем в 130 фильмах. Одним из самых ярких эпизодов стала роль в лирической комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». После этой роли Басов проснулся знаменитым и востребованным.
Примечательно, что роль Басова никто не планировал, она возникла случайно. Картину еще на этапе читки сценария начали критиковать, так как не было в ней реалистичного отношения к жизни, которое тогда было обязательным для советского кинематографа. Поэтому образ недовольного всем и вся полотера сочинили прямо на съемочной площадке.
Актер, который должен был играть этот эпизод, заболел. Совершенно случайно на съемках оказался Владимир Павлович. Необычная внешность выделяла артиста из толпы. Как вспоминали коллеги по актерскому цеху, за Басовым всегда хотелось следить, он умел моментально приковывать к себе внимание.
Наверное поэтому Владимир не стремился играть главные роли, а с блеском исполнял эпизодические. Среди таких героев – кандидат в женихи в мелодраме «Москва слезам не верит», агент по недвижимости в комедии «По семейным обстоятельствам», озабоченный собственными похоронами клиент нотариуса в «Ищите женщину».
В «Принцессе цирка» бывший циркач в исполнении Басова ловко гасил разгорающиеся конфликты, порой прибегая к откровенному обману, а его герой оперный певец в «Мимино» помогал заселиться в элитную гостиницу простому лётчику.
Но не стоит думать, что Владимир Павлович умел создавать только комические образы — он великолепно играл в классических картинах. Можно вспомнить его «Карусель», «Бег», «Преступление и наказание». Неоднократно артист снимался в фильмах на героическую тему: «Срочно…Секретно… Губчека», «Тегеран 43».
Отдельно стоит рассказать о детских фильмах. Басов сыграл всем известного Стампа в «Приключениях Электроника» и Серого Волка в «Красной Шапочке». При слове «Дуремар» в памяти всплывает фото героя в нелепом колпаке, несуразного и смешного, занимающегося неприятными делами, чтобы заработать на жизнь.
Совсем недетским получился у актера принц Лимон в «Чипполино». Киноведы разглядели в этом фильме аналогию с реалиями, наступившими через 40 лет.
Личная жизнь
Владимир Басов трижды был женат. Коллеги-мужчины удивлялись, как с такой нестандартной внешностью ему удавалось завоевывать первых красавиц советского кинематографа. Все дело было в красноречии, таланте и харизме знаменитого артиста.
С первой женой, актрисой Розой Макагоновой, режиссер познакомился во время учебы, но брак распался. Причиной развода, по одной версии, стало нежелание женщины заводить детей. По другой – этого не хотел сам Басов, понимавший, что сильных чувств Роза к нему не испытывала. Но бывшие супруги не перестали общаться, Макагонова позже навещала больного Владимира в больнице.
Во второй раз режиссер женился на красавице Наталье Фатеевой. В 1959 году актриса родила Басову сына Владимира. Он пошел по отцовским стопам, учился во ВГИКе у Сергея Бондарчука и с детства начал сниматься в кино. Но Басов часто изменял Наталье и вскоре брак распался. После развода Наталья Николаевна вычеркнула мужа из жизни — она хотела, чтобы и сын забыл об отце, однако Владимир Павлович всегда был в курсе, чем занят его наследник. Позднее Басов-младший рассказал, что мать попросту не звала его к телефону, когда звонил отец.
С третьей женой Валентиной Титовой Басов познакомился на пробах фильма «Метель». Едва увидев молодую женщину, Владимир сразу сказал, что женится. В семье родились сын Александр и дочь Елизавета.
Артистка больше занималась карьерой, нежели бытом. Вскоре Титова ушла к оператору Георгию Ивановичу Рербергу. Басов надеялся, что Валентина вернется в семью, но этого не произошло. Режиссер даже судился с супругой по поводу лишения материнских прав. В итоге дети остались с отцом.
После ухода третьей жены у Басова началась сильная депрессия, он начал злоупотреблять алкоголем, что привело к ухудшению здоровья. Впрочем, сыновья актера утверждали, что не видели отца пьяным.
Последние 3 года жизни Басов страдал от последствий инсульта, но напоследок успел написать сценарий к детективу по пьесе Агаты Кристи «Мышеловка». Причиной смерти знаменитого кинорежиссера и актера в 1987-м стал повторный инсульт.
А какая роль Владимира Басова запомнилась вам?