В рамках своей авторской колонки заместитель министра экономического развития Челябинской области Андрей Минченко говорит о том, как собираются перестраивать туристическую отрасль в Челябинской области.
Во втором полугодии 2020 года Министерством экономического развития Челябинский области была проведена масштабная работа по определению концепции развития туризма в регионе, результаты которой 19 февраля были представлены на итоговой экспертно-аналитической сессии. Как и для чего вырабатывалась концепция? Какие меры она включает? Какими будут дальнейшие шаги? Об этом рассуждает наш автор Андрей Минченко.
Челябинская область давно является туристически востребованным регионом благодаря своим прекрасным горным пейзажам, чистейшим озёрам и рекам, таинственным пещерам, богатой истории и уникальным промыслам, а также рекреационным возможностям, умеренному климату и транспортной доступности. Наши туристические маршруты и санатории популярны ещё со времён СССР. А сегодня к ним добавились современные горнолыжные курорты, принимающие этапы Кубков мира FIS, и обустроенные национальные парки, которые приглашают самый широкий круг посетителей, а не только подготовленных туристов. Челябинская область входит в топ-20 Национального туристического рейтинга 2020, занимая 16-ю позицию, и по оценке платформы онлайн-бронирований гостиничных услуг TravelLine туриндустрия нашего региона заняла 14 место в числе лидеров по объёму продаж в рамках второго этапа программы кэш-бэк от Ростуризма.
Однако зная ситуацию изнутри, мы видим, что далеко не всё так радужно – есть целый комплекс проблем. Наш туристический потенциал известен только соседним регионам – нашим основным гостям, а большинство россиян воспринимает Челябинскую область лишь как промышленный край. Преобладающая часть популярных природных и исторических территорий у нас не обустроена даже элементарными удобствами, и сотни тысяч неорганизованных туристов наносят значительный урон окружающей среде. Основная масса баз отдыха у нас устарела и не отвечает современным требованиям гостеприимства. Комфортных загородных отелей очень мало, поэтому они держат слишком высокие цены. А наиболее массовые недорогие турпродукты, хотя и способны конкурировать по цене с Турцией, включают предельно аскетичный сервис и зачастую находятся в «серой» зоне экономики, почти не пополняя бюджет.
Возможно ли расшить этот клубок проблем, особенно в условиях сегодняшней ограниченности ресурсов? Что именно нужно сделать в первую очередь?
Чтобы ответить на эти вопросы, недостаточно чьих-либо частных выводов, и даже оценок профессиональных консультантов. Необходимо консолидировать опыт и множество очень разнородных мнений всего делового сообщества туриндустрии региона , провести социологические исследования, уточнить статистические данные, привлечь компетентных внешних экспертов. Именно эта комплексная работа и была проделана нашим министерством в рамках подготовки региональной концепции развития внутреннего и въездного туризма по поручению губернатора Челябинской области Алексея Леонидовича Текслера.
Нами были обследованы туристские территории 19 муниципальных образований, проведены многочисленные встречи с представителями туриндустрии и администраций, с федеральными экспертами. Результаты сопоставлены с действующими документами стратегического планирования.
Важной системообразующей частью данной работы стало участие нашей команды «Горный Урал», возглавляемой Минэкономразвития, во Всероссийском конкурсе туристско-рекреационных кластеров, проведённом Агентством стратегических инициатив, предоставившим для этого отличную методологическую поддержку. Впоследствии 7 резидентов кластера «Горный Урал» стали победителями конкурса Ростуризма – получателями грантов на проекты развития туриндустрии на общую сумму 15,7 млн рублей.
Основные приоритеты развития туристической отрасли региона определены в ноябре-декабре 2020 года в ходе серии экспертно-аналитических сессий с широким привлечением представителей туриндустрии, в рамках которых было сформировано порядка 120 предложений.
Кроме того, ключевые аспекты дополнительно проработаны в рамках визита экспертной группы Ростуризма и Ассоциации туроператоров России , непосредственно исследовавших ряд туристических территорий кластера «Горный Урал» в период с 14 по 18 февраля 2021 в рамках рассмотрения проекта брендового маршрута Челябинской области.
В итоге мы получили уточнённую целостную картину по ситуации в отрасли и разработали систему приоритетных задач. Но что именно она включает?»
Продолжение следует…