Лучистая форма, отделяющаяся от умирающего физического тела, это орфический кратер (плоская чаша для вина у греков и римлян),или эфирный сосуд, содержащий животную душу, которая, в свою очередь, пропитана" нусом"(мысль, разум), как показано на рисунке св. Хильдегард, где изображен микрокосм.
Пифагор не поощрял общение с духами умерших, утверждая, что смерть, хотя всегда и сопряжена с переменой места, вовсе не обязательно означает изменение состояния. Некоторые мистерии учили, что первичное тело человека состояло из пяти элементов (с чем соглашается и Платон), а животная душа, или звездное тело, — из семи элементов. Считалось, что "нус" (разум) или представляет собой одно целое, или состоит из двенадцати частей. В первом случае сумма составляющих человека равна мистическому числу 13, во втором — не менее священному числу 24, или верхней и нижней додекадам (додекада = 12).
Луна как источник всех порождений властвовала над испарениями и влагой — туманом среднего мира.Но это не значит, что древние действительно верили, что человеческие души отправляются на луну. Согласно их воззрениям, души людей приближались к луноподобному состоянию, становились чем-то вроде отражателей "нуса", подобно тому, как луна сияет отраженным светом солнца. Отбросив животную душу и возвращаясь к своему лучистому источнику, "нус", двигаясь вверх, должен пройти через семь ворот, так как животная душа представляет собой оболочку, состоящую из разноцветных слоев (семь аур), каждый из которых пребывает под властью какой-либо планеты. Например суть доктрины гностицизма сводилась к следующему — " Душа, освободившись от тела (своей тюрьмы и камеры пыток), должна пройти через сферы Семи Сил, но сделать это она сможет, лишь пропитавшись знанием, иначе ее поймает и проглотит "Правитель мира" в облике дракона, змееподобный Сатана, и испражнится ею через свой хвост обратно на землю. ...Но если она (душа)наполнится знанием, то она ускользнет от Семи Сил, наступит на голову Саваофа... и взберется на восьмое небо, в обитель Барбело, Вселенской Матери, которая, как сказано в священной книге "Pistis-Sophia", является небесной Матерью Спасителя».(К.И.Кинг)
Удивительно то,что у двух довольно удаленных друг от друга народов, как египтяне и тибетцы, есть своя «Книга мертвых». В этих книгах содержится описание ритуалов, сопровождающих освобождение души. Всем древним народам были известны особые могущественные слова, и если душа произносила их, проходя через семь сфер, то сила этих слов была такова, что заставляла стражников открывать перед ней ворота, которые они охраняли. Верховные жрецы Мемфиса и Владыки-ламы монастыря Ташилумпо знали эти слова, обладающие неограниченной властью над небесным воинством. Удачно умереть — это значит родиться с надеждой на лучшее.
«Есть такие люди, — пишет Парацельс, — которых возвысили до Бога и которые остались в этом возвышенном состоянии и не умерли. Их физические тела утратили свои жизни, этого, однако, не сознавая, ничего не чувствуя, ничем не болея и не испытывая никаких страданий, причем их тела преобразовались и исчезли таким образом, что никто так и не узнал, что с ними случилось, и при этом они все же остались на земле. Их духи и небесные тела, не имеющие ни материальной формы, ни цвета, были вознесены на небо, подобно Еноху и Илие древности».
Когда философы заявляют, что существуют «люди, о которых забыла смерть», их слова имеют под собой научную основу. «Мы должны жить дольше, чем живем сейчас, — утверждает сэр Оливер Лодж (англ. физик) и добавляет: — Смерть, видимо, не обязательна для организма. Все мы выделяем яды, однако если они полностью выводятся и наши тела содержатся в чистоте, то нам нет и нужды умирать». Значит, тайна вечной жизни — это умение содержать тело в чистоте. Не следует ли понимать ее как очищение души и разума. Верховные жрецы Халдеи, которые, как свидетельствует традиция, жили более тысячи лет, а затем, исчезнув, отправлялись к своим богам, вовсе не были мифом. Интеллект, который сумел построить пирамиду, смог также постичь тайну бессмертия. Тому, кто сумел разрешить внутри себя противоречивость эпох, нет надобности умирать, он может с триумфом возвыситься и оказаться прямо перед сияющим лицом истины. Однако просто продлить феноменальный аспект жизни без такой внутренней победы над окружающей средой на деле означает ковать для души новые оковы. Все живое должно убывать и прибывать с периодическими явлениями рождения и смерти до тех пор, пока рациональное сознание не утвердится в мудрости после слияния в нем начала и конца.
Но это не значит, что человек, который стремится к бессмертию, должен уповать на крылья Икара. Запутавшаяся в животной материи и лишенная разума, животная душа теряет способность и желание выйти из физического плена. Только практикуя дисциплины мистерий, душа пробуждается от сна и приобретает стимул к достижению самоосвобождения. Обретя совершенные достоинства и способности, адепт может достичь бессмертия в философском понимании, а точнее, разумно обоснованного продления жизни, ибо только один Абсолют по-настоящему бессмертен.
Как уже отмечалось, бессмертие и смерть не являются несовместимыми, а вполне могут существовать вместе, поскольку смерть вовсе не обязательно должна мешать непрерывности сознания. Так, Сократ без сожаления выпил яд из болиголова, ясно сознавая, что тело — это лишь эпизод на протяжении существования интеллекта. Мудрые стремятся избавиться не от такого явления, как смерть, а от пребывания в рабстве у невежества, так как самым страшным несчастьем для души является невежество.
«Для мудреца не существует смерти, — заявляет Элифас Леви, — смерть — это фантом, превращенный в страшилище безволием и невежеством черни. Изменение — признак движения, а движение — это жизнь; и если бы труп сам по себе был неживым, то его распад был бы невозможен; все составляющие его молекулы продолжают жить и трудятся ради собственного освобождения. Вы же воображаете, что сначала высвобождается дух, чтобы тело прекратило жить! Вы верите, что мысль и любовь могут умереть, когда самая грубая материя нетленна! Если изменение должно называть смертью, значит, мы ежедневно умираем и рождаемся вновь, потому что каждый день наши формы изменяются. Поэтому опасайтесь запачкать или порвать свою одежду, но не бойтесь откладывать ее в сторону, когда близится время сна».