Найти в Дзене
Две Войны

«Не война, а бойня»- почему Ржев называют главным провалом Жукова за всю войну

Оглавление

Битва под Ржевом стала самой крупной неудачей в военной карьере маршала Жукова. В «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Константинович не замалчивает этой бесславной страницы своей биографии, однако и в подробности сражений под Ржевом не вдаётся. Дескать, была серия наступательных операций, результат которых был неудовлетворительным.

Вспоминать об этом периоде ему не хочется по понятным причинам: войска не только не выполнили поставленной задачи, но и понесли чудовищные потери, намного превышавшие потери противника. А в этой статье я расскажу, почему эти операции сопровождались такими огромными потерями.

Три неудачных операции Жукова

Ржевскую битву делят на четыре наступательных операции, каждая из которых ставила цель – ликвидировать крупную немецкую группировку на ржевско-вяземском выступе, в 150 км от Москвы. Бои развернулись на территории Московской, Тульской, Калининской, Смоленской областей.

Попытки крупномасштабного наступления были сделаны в ходе:

· Ржевско-Вяземской операции (январь-апрель 1942);

· Ржевско-Сычёвской операции (или Второго сражения за Ржев, июль-октябрь 1942);

· 2й Ржевско-Сычёвской операции(или операции «Марс», ноябрь-декабрь 1942).

· Ржевско-Вяземской операции (март 1943).

Жуков руководил первыми тремя наступлениями. Все они провалились и принесли огромные потери. Это с 1990-х годов даёт повод различным публицистам очернять Жукова, изображая его неумелым стратегом и кровавым мясником, который без колебаний отправляет на убой сотни тысяч солдат.

Доля правды в этих излишне эмоциональных обвинениях всё же есть, но не всё так однозначно. Ведь первые две наступательные операции были очень слабо обеспечены артиллерийской и авиационной поддержкой, и даже банальными материальными средствами.

После очередной атаки. Подбитый советский танк «Валентайн IV». Фото в свободном доступе.
После очередной атаки. Подбитый советский танк «Валентайн IV». Фото в свободном доступе.

Отчаянное зимнее наступление

Свидетельствует участник боёв под Ржевом писатель Вячеслав Кондратьев (один из тех, кто и в советские времена не боялся писать «окопную правду»):

«Наша артиллерия фактически молчала. У артиллеристов было всего по 3-4 снаряда на орудие, которые они берегли на случай танковой атаки врага... А мы наступали. По простреливаемым с трёх сторон полям. Поддерживающие нас танки быстро выбивались вражеской артиллерией. И пехота оставалась одна под огнём пулемётов. От этих безуспешных атак подразделения быстро таяли. Плохо было с продовольствием. Голод быстро истощал людей, и в измождённом состоянии они не могли рыть мёрзлую землю» .

Гибли не только простые бойцы. В феврале 1942-го наступавшая на Вязьму 33-я армия попала в окружение. Несмотря на нехватку боеприпасов и провианта, она дралась до конца апреля. Командарм – генерал Михаил Ефремов отказался от авиаэвакуации и погиб, пытаясь вывести своих измученных бойцов из окружения.

Второе наступление (Лето 1942 года)

Следующие две попытки захватить ржевско-вяземский выступ, предпринятые в 1942 году (Ржевско-Сычёвские наступательные операции) были ещё более кровопролитными. Ведь оборона немцев к лету была значительно усилена.

Советские войска по-прежнему кидали в бой без должного обеспечения. Ветеран боёв под Ржевом А. Шумилин писал:

«Мы несли огромные потери, но тут же получали пополнение. Каждую неделю рота значительно обновлялась. Прибывающие вообще не были обучены военному делу. Все навыки уцелевшим в первых атаках приходилось приобретать уже в ходе боёв. Это была война не по правилам и не по совести. Не война, а побоище. Противник имел всё, а мы ничего» .

Кем был Фридрих Барбаросса, в честь которого немцы назвали план вторжения в СССР

Генерал Модель на Ржевско-Вяземском выступе. Фото в свободном доступе.
Генерал Модель на Ржевско-Вяземском выступе. Фото в свободном доступе.

Свидетельствует ветеран Б. Горбачевский:

«Не считаясь с потерями, которые были огромными, командование кидало и кидало нас бойню – только так и можно назвать это. Нас, младших командиров и солдат, охватывало болезненное равнодушие: взяты или не взяты деревни, за которые столько положено голов…чувствовали только бессмысленность всего происходящего» .

Для операции «Марс» Жуков привлёк гигантские средства – четверть всей Красной армии, но всё равно не смог прорвать глубоко эшелонированную оборону врага…

Помимо явных ошибок Жукова и генералитета, были и другие причины неудач в Ржевских операциях. Во первых это плохое снабжение Красной Армии. Во-вторых отсутствие грамотных танковых ударов в местах прорыва, артиллерийской и авиационной поддержки. В-третьих, как верно заметил Шумилин, отсутствие боевого опыта у новых пополнений. Да и немецкую подготовку к обороне, на этом участке фронта, тоже нельзя списывать со счетов. В общем это была не одна ошибка, а целый комплекс.

В июне 2020 года, после открытия памятника участникам Ржевской битвы, В.В. Путин назвал такую цифру: «с октября 1941 по март 1943 года Красная Армия потеряла на Ржевско-вяземском выступе 1 154 698 человек (включая раненых и пропавших без вести)» . Потери вермахта за тот же период тоже огромны, но не настолько: более 390 тысяч человек (включая раненых).

Агент Третьего Рейха в высшем руководстве Советской Армии- кто им был

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал в Дзен и Телеграм пишите, что думаете - это мне очень поможет!Если Вы заметили ошибки, напишите мне в личные сообщения!

Вопрос к читателям:

А как Вы считаете, какой была основная причина поражения Ржевской битвы?