Самый невероятный олимпийский марафон состоялся в 1904 году в Американском Сент-Луисе.
Он начался в жанре комедии.
Один из участников олимпийского забега – кубинский почтальон, прибыв с острова на материк, в пух и прах проигрался в кости и вынужден был добираться до места старта где автостопом, где пешком.
Два дня не имевший во рту, что называется, и крошки, кубинский марафонец вышел на старт в рубашке с длинными рукавами, тяжёлых башмаках и в длинных брюках, которые, обрезав, превратил в изящные спортивные шорты.
История сохранила фото этого колоритного персонажа. Любуйтесь.
Трассу сорока километрового марафона его организаторы проложили по выжженным летним солнцем пыльным грунтовым дорогам Сент-Луисских предместий. Бегунам предстояло преодолеть восемь довольно крутых подъемов наперегонки с поднимающими с дороги клубы пыли автомобилями и гужевыми повозками. На всем маршруте был обустроен только один питьевой пункт. Ну, как обустроен. Это был колодец на удалении 17 километров от старта.
Дело в том, что организаторы решили наполнить забег дополнительным содержанием, так сказать, совместить полезное с приятным.
Глава оргкомитета Игр Джеймс Салливан хотел собрать данные об особенностях «контролируемого обезвоживания», а марафонцы для этой цели подходили как нельзя лучше!
Видимо именно поэтому бегунов отправили на дистанцию в 15 часов, когда температура воздуха достигла отметки 32 градуса Цельсия.
Стоит ли удивляться, что с каждым километром дистанции из комедии марафон стал трансформироваться в трагедию, но благодаря отсутствию летальных исходов и ряду курьезов он сохранился в истории жанре трагикомедии.
18 стартовавших бегунов сошли из-за обезвоживания с дистанции. У одного из марафонцев из-за того, что тот наглотался пыли открылось внутреннее кровотечение.
На южноафриканца набросилась свора бродячих псов. Он дал деру в заросли кукурузы. По ним собаки преследовали спасающегося бегством спортсмена в течение трех километров.
Тем не менее, южноафриканец пришел в финишу девятым. Обыватели шутили, что если бы южноафриканец убегал от собак в направлении финиша, то, несомненно, победил бы в марафоне.
Проголодавший из-за безденежья двое суток колоритный кубинский почтальон в тяжелых ботинках, рубахе с длинным рукавом и элегантных шортах, увидев радом с трассой фруктовые деревья, не устоял перед искушением и решил перекусить. После этой фруктовой дозаправки бегуна разморило и он прикорнул тени деревьев. Видимо, не очень долго, коль скоро к финишу кубинец пришел четвертым.
На пятнадцатом километре трассы силы покинули американского каменщика Фреда Лорца. Он сошел с дистанции и воспользовался помощью проезжающего мимо по направлению к финишу автомобиля устроителей забега.
Марафон возглавил другой американец - Томас Хикс. На второй части дистанции сопровождавшие его официальные представители оргкомитета Хью Макграт и Чарльз Лукас пичкали его опасным для жизни коктейлем. Он состоял из 1 мг стрихнина который был растворён в сыром курином яйце.
Стрихнин, иначе крысиный яд, в малых дозах стимулирует нервную систему.
Тренер Хикса Шарль Люк позднее рассказывал.
«За семь миль до финиша Хикс упал в обморок. Тогда я решил сделать ему инъекцию - я ввел ему один миллиграмм сульфата стрихнина и дал запить глотком французского коньяка. Он побежал дальше, но за четыре мили до финиша мне пришлось прибегнуть к повторной инъекции, после чего он походкой, более или менее похожей на бег, кое-как закончил дистанцию».
Тем не менее, к финишу Томас Хикс пришел только вторым.
Дело в том, что автомобиль, подвозивший сошедшего с дистанции Лорца, за семь километров до финишной черты сломался, и марафонцу не оставалось ничего другого, как продолжить дистанцию самостоятельно.
Он и стал победителем этого трагикомичного марафона. Правда Фред Лорц пробыл олимпийским чемпионом только двадцать минут, по истечении которых его афера вскрылась.
Лавры чемпиона перешли к Томасу Хиксу, но того к этому моменту уже увезли в госпиталь.
Кстати, на этих играх в течении двух дней августа прошли так называемые «Антропологические дни», в которые соревнования устраивались для эскимосов, филиппинцев, индейцев, чтобы сравнить их спортивные умения с представителями европеоидной расы. Они состязались в беге, прыжках в высоту, стрельбе из лука и метании копья. Победителям вместо золотых медалей вручался американский флаг.
На фото пигмей стреляет из лука во время Антропологических дней.