Впрочем, и стармехи такие бывают - мама, не горюй, однако их епархия в основном всё-таки машинная команда. Не удивлюсь, если кто-нибудь напишет - а вот я знал боцмана, игравшего в свободное время на фортепианах и увлекавшегося поэзией символистов. Может быть. Но мне такие не попадались, а флотский устный фольклор и литература рисуют совсем другой образ. Вот как описывал боцмана Нилыча писатель Станюкович: «...коренастый, приземистый, пучеглазый человек лет пятидесяти, с кривыми ногами, обветрившимся красным лицом цвета грязной моркови и с осипшим от ругани и пьянства голосом».
Впрочем и в более поздние времена боцманы могли выглядеть достаточно брутально. Это снимок боцмана американской подводной лодки:
Лексикон боцманов вообще легендарен. В одном из произведений о моряках боцман заявляет матросам: "Капитан ваш хозяин, а я - его голос". Да и кулак, добавлю я. А кулакам они в своё время волю давали не задумываясь. Боцманы наиболее близко и непосредственно контактировали с нижними чинами. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением. И корректировать его :) Теми методами, которые были в ходу на данном этапе развития педагогической науки. А на пиратских кораблях он мог выполнять и обязанности палача.
Не удивительно, что боцманы были и остаются "хозяевами главной палубы", они постоянно на виду и именно о них сложено большинство флотских анекдотов, где он зачастую выступает в роли грубияна и вообще недалёкой личности, ну так что же хорошего можно придумать о человеке, который постоянно что-то требует от тебя и понуждает к работе? Недаром прозвище боцмана на флоте - дракон!
Впрочем, иногда это и дань уважения их мужественности. Например:
Корабль тонет, паника, все мечутся и только боцман спокоен, стоит себе, руки в брюки. Пробегающий матрос кричит ему: ну ты и даёшь боцман, капитан уже последние волосы на голове выдрал, а ты стоишь себе - руки в карманах! На что боцман отвечает - а какая разница, сынок, где волосы рвать?
Я не буду перечислять все обязанности боцмана, на то есть Корабельный Устав, где боцману посвящены отдельные статьи. Приведу лишь одну выдержку: Все приказания главного боцмана, касающиеся соблюдения корабельных правил и поддержания внешнего вида корабля, ... а на подводных лодках - и содержания жилых и бытовых помещений корабля, береговой или плавучей базы, обязательны к исполнению мичманами, старшинами и матросами корабля.
Именно для боцманов издавались и издаются специальные справочники на гражданском флоте:
И военном, вот я его держу в руке:
На больших кораблях в подчинении боцмана непосредственно находится отдельное подразделение - боцманская команда. Интересно, что и всех матросов этой команды называют боцманами, но кто Боцман с большой буквы - знают все.
На подводных лодках боцман кроме всего прочего, управляет горизонтальными рулями и в его руках находится жизнь корабля и всей команды. Ошибка будет фатальной. Во время войны на лодке Л-4 Черноморского флота вышли из строя кормовые горизонтальные рули. Чтобы исправить их, надо было забраться в такое место, что если бы появился враг и лодке пришлось срочно погрузиться, гибель ремонтников была гарантирована. Тем не менее боцман Иван Степанович Перов без колебаний взялся за ремонт, а судьба оказалась к нему и его помощнику благосклонной.
Не менее колоритной и постоянно на слуху фигурой является старпом. Впрочем, эта должность в разные времена и на разных флотах имеет и другие наименования. Он мог называться и первым лейтенантом в английском флоте, и старшим офицером на русском, и первым офицером на немецком. Но суть этой должности одна: старший помощник командира корабля подчиняется командиру корабля, является первым заместителем командира и прямым начальником всего личного состава корабля. Объём его знаний и умений не должен уступать командирскому, да ведь это и понятно, старпом - последняя ступень перед тем, как стать командиром и в любой обстановке он должен быть способен командира заменить. Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.
Старпом призван освободить командира от административной нагрузки, поэтому именно он, а не командир обычно решает все вопросы с личным составом, занимается организацией службы, понукает и карает, вникает во все стороны корабельной жизни. Он вездесущ и неотвратим.
Всё это не способствует улучшению характера и не все старпомы способны постоянно сохранять уравновешенность. И размагнититься удаётся далеко не всегда: «Частое оставление корабля старшим
помощником командира корабля несовместимо с должным исполнением им своих служебных обязанностей» (ст. 191 КУ ВМФ)
Недаром на морском жаргоне старпома называют "чиф", т.е. вождь в переводе, в то время как капитан есть "мастер" - повелитель. Чиф воплощает в жизнь повеления капитана. И кстати, в старые времена именно старпомы нередко возглавляли заговоры и бунты на кораблях.
На русском флоте старший офицер был хозяином офицерской кают-компании и командир мог посещать её только по приглашению, а так- кантовался в своём салоне. На корабле бывает много офицеров, но не все из специалистов вырастут в командиры, это ведь в большой мере административная должность и первой ступенькой к ней является должность помощника. Потом старпом и только потом командир.
О том, как личный состав может относиться к старпому говорит другое его прозвище на американском флоте: "Captain's Asshole" - капитанская жопа. А вот интересно, применялся ли этот термин к Эми Бауэрншмидт, в ту пору, когда она была старпомом на атомном авианосце "Авраам Линкольн"?
Благодаря непрерывному процессу развития современного общества она стала первой женщиной, занявшей такую должность. И путь к ней был не прост, не буду перечислять все пройденные ступени, но у неё только налёта в морской авиации 3000 часов. Здесь она снята на авианосце в рабочей обстановке, обратите внимание на спартанский вид этой обстановки:
Вот тебе и атомный авианосец. После трёх лет в качестве старпома она стала командиром десантного вертолетоносного корабля-дока «Сан-Диего». вот снимок той поры:
"Я люблю командовать военными моряками и подхожу к этому со всей ответственностью", говорила она. И вот уже принято решение, что летом этого года после дополнительной переподготовки она вступит в командование "Авраамом Линкольном". Все ступени служебного роста неукоснительно соблюдены.
Есть, конечно, корабли, обходящиеся без старпомов и боцманов-сверхсрочников. Взять хотя бы торпедолов:
Командовал им мичман, остальная команда - матросы и старшины срочной службы. Но статус командира не погонами определяется. Помню воспоминания служившего на ТЛе: "когда наш командир-мичман поднимался на борт - даже в машине начинали усиленно елозить ветошью по механизмам". Может, среди читателей найдётся кто-нибудь с воспоминаниями о своём боцмане или старпоме?
Ещё несколько статей в унисон:
Кают-компания - это вам не столовая
А теперь - о женщинах на авианосцах
Влияет ли военная служба на характер человека
.................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь