Найти тему
1,2K подписчиков

10 ошеломительных панелей приборов в истории автомобилей!

1K прочитали

Привет, друзья! Мы живем в то время, когда все больше и больше автомобилей вместо уникальных панелей приборов получают безликие цифровые доски, в которых даже диагональ стандартизирована, а отличаться может разве что отображаемая визуальная графика. Мы уже пережили эту историю со смартфонами. Вспомните, то обилие разнообразнейших устройств, существовавших на рынке в первое десятилетие 21 века? Сейчас же мы прячем в свои карманы прямоугольные бруски с огромными диагоналями, которые мало чем различаются. А не так давно их внешний вид, как и вид приборных досок авто, был способом самовыражения дизайнеров. В связи с тем, что мы снова являемся свидетелями такого переломного момента, предлагаю вспомнить самые необычные автомобильные панели приборов в истории, чтобы потом было чем похвастать своим детям и удивить их, словно сегодня они открывают рты при виде кнопочных звонилок, проводных или радиотелефонов, а также видеомагнитофонов с CD -плеерами! Устраивайтесь поудобнее, всем приятного чтения, друзья!

Как обычно, ссылка на этот материал в формате видеоролика находится в конце статьи!

Салон суперкара Maserati 1979 года: нравится или нет? Пиши в комментариях.
Салон суперкара Maserati 1979 года: нравится или нет? Пиши в комментариях.

1. Maserati Boomerang, 1971 год

Начнем с феноменального бумеранга Maserati, рожденного на свет в 1971 году и обладающего внешностью скоростной моторной лодки. Впрочем, напоминал ее не только экстерьер автомобиля. Дело в том, что руку к дизайну приложил тогда еще начинающий Джорджетто Джуджаро, человека, разработавшего дизайн множества Alfa Romeo, Ferrari, а также DeLorean DMC-12 из «Назад в будущее», самой красивой БМВ в истории - M1 и еще многих известных и любимых нами машин.

Однако, как и в любой отрасли бывают кризисы, случился он и в карьере молодого маэстро Джуджаро. Я бы назвал его кризисом юношеского максимализма. Первоначальная версия «Бумеранга» была полноразмерным макетом, но к Женевскому автосалону 1972 года получила «начинку» от мелкосерийного купе Maserati Bora.

В молодые годы Джорджетто увлекался парусными яхтами. Думается, именно поэтому он создал руль автомобиля по подобию штурвала, а все приборы и индикаторы расположил внутри его. Черт возьми, он запихнул туда даже поворотники и рычаг управления автомобильными щетками. Сомневаюсь, что пользоваться этим всем было удобно…

В 1974 году Бумеранг был продан частному коллекционеру, но до сих пор машина демонстрируется на различных мероприятиях. А его дизайнерские решения в дальнейшем были использованы Джуджаро в других автомобилях, например, в том же Delorean DMC-12 и Lotus Esprit .

2. Volvo Tundra, 1979 год

Концепт-кар VOLVO TUNDRA построен компанией BERTONE в 1979 году. Предполагалось, что это будет спортивный автомобиль среднего размера, построенный на базе Volvo 343. А основное внимание было привлечено к его угловатым формам, асимметрично расположенной решетке, большому количеству остекления, и крыше, частично опускающейся до боковых окон.

Но... Шведы отказались от него из-за его слишком современного и вызывающего дизайна. Оно и неудивительно, их серийные автомобили тех лет напоминали грубо обструганные тупым ножом куски раскисшего мыла… :) Но не об этом. Помимо футуристичного дизайна VOLVO TUNDRA обладала удивительным салоном и невиданной панелью приборов, которая была цифровой!

Установленные дисплеи выводили всевозможные показатели, и в режиме реального времени строили графики мощности, расхода топлива, скорости, режимов работы двигателя. Сейчас это окажется обыденным, но вдумайтесь… На дворе был 79 год… Сколько лет было вашему отцу и на чем ездил он тогда? Предлагаю ответить на этот вопрос в комментариях, это наглядно покажет реальную обстановку на те годы, и насколько Volvo Tundra опережала свое время...

3. Citroen CX, 1974 год

Забавно, что инновационность TUNDRA подметил другой производитель. Буквально через пару лет Citroen выпускает очень схожий внешне автомобиль под названием BX.

Ушлые "лягушатники" опять обманули всех ... ))
Ушлые "лягушатники" опять обманули всех ... ))

За чуть более чем 10 лет их было продано почти 2.5 миллиона экземпляров, так что можно утверждать, что вольво опростоволосились. И да, приборку ушлые французы тоже сделали уникальной! Электронный тахометр, барабанчик спидометра, индикаторы масла и топлива, проекция автомобиля сверху с индикаторами открытых дверей, ну и, конечно, главная изюминка — электронные часы зеленного цвета.

Но предшествовал такой приборной панели Citroen CX, 1974 года. Тогда она стала настоящей сенсацией даже в кругах изысканных поклонников «лягушачьих лап». Дизайн был разработан Робертом Опроном, большим любителем инноваций, который отвергал любое классическое восприятие… В том числе, автомобильных приборов.

Для обеспечения хорошей видимости датчиков на руле CX была только одна «спица». Отсюда пошли и цилиндры тахометра и спидометра, вращающиеся вокруг собственной вертикальной оси, которую проецировала статичная стрелка. Принцип на подобии высотометра у самолетов…

Все кнопки управления приборами находились за рулем, т.е. водителю приходилось протягивать руку внутрь руля, держась за него другой рукой . Повороты включались кнопками сбоку торпедо. Совершенно безумная компоновка! Несмотря на все это, автомобиль пробыл на линии сборки с 1974 года по 1991 год и вышел тиражом более 1.2 млн. Но после рестайлинга приборки уже выходили в классическом варианте со стрелками.

Интересно, что в машине тоже было что-то вроде интернета. Подобие электронной почты, действующей только во французской столице, и работающей как SMS, отображая сообщения с максимальным содержанием в 24 символа. Даже сейчас, не то что в 70-тые, выглядит все это очень футуристично и необычно!

4. Lancia Trevi, 1983 год

В борьбе за необычные решения итальянцы и французы, можно сказать, занимались перетягиванием каната. В 1983 году его середина оказалась на просторах Апеннинского полуострова. Автомобиль от итальянских дизайнеров, снаружи был вполне обычной машиной. Но внутри они подумали: «Почему все индикаторы и приборы должны быть в одном месте и находится непосредственно перед глазами водителя? Так же скучно ездить!» И разбросали их по всему центру кабины. Всего вышло 29 таких отдельных колодцев разного размера выкопанных в пластике.

И что самое интересное, 36 тысячам владельцам Trevi, наверное, приходилась долго привыкать, чтобы выучить месторасположение каждой кнопочки и датчика...

5. Pontiac Trams Am, 1983 год

В теплой компании южных европейцев нашлось место и для американцев, породивших в 1983 году культовый компьютеризированный Pontiac Trams Am, ставший таковым после выхода сериала "Рыцарь дорог" (Knight Rider) в 1982 году. Поклонники киноленты оценили необычный салон автомобиля главного героя, и Pontiac решил пойти на встречу фанатам.

Они разработали панель альтернативную штатной, которую можно заказать в виде опции или купить и поставить вместо оригинальной. Ее фишками стали космический дизайн из будущего, голосовое управление, запуск двигателя с кнопки, огромное количество кнопочек, пимпачек, дисплеев и цифровых индикаторов. В наличии даже CD-плеер, чтобы быть на пике технологий .

6. Aston Martin Lagonda, 1979 год

Сегодня цифровые панели приборов переживают ренессанс. А ведь в ход они пошли еще в середине 70-тых! В 80-тых их становилось все больше и больше, но в 90-тые мода ушла. Тогдашние технологии еще не позволяли сделать их более удобными и эстетически привлекательными, чем простые аналоговые.

Самый первый же серийный автомобиль с электронной приборкой - это Aston Martin Lagonda, представленный в 1976, но пошедший в продажу в 1979 году.

По слухам, на разработку электронных компонентов Лагонды, было затрачено в 4 раза больше денег, чем на разработку всей механики автомобиля! В Британии даже не нашлось фирмы, которая могла бы довести ее до ума! Пришлось обращаться к американцам, техасской компании, занимавшейся приборами для самолетов.

Именно они и предложили приборку в виде трех отдельно отведенных табло, на которых отображалась вся необходимая водителю информация: спидометр с возможностью выбора показаний в милях или километрах, тахометр, а окошко посередине показывало режимы работы коробки, запаса топлива и температуры двигателя. Игра стоила свеч! В один миг загораемые приборы заставляли людей открывать рты!

Удивительный и неоднозначный автомобиль. Но весьма дорогой!
Удивительный и неоднозначный автомобиль. Но весьма дорогой!

На то время стоимость новенького Lagonda сильно била по карманам даже состоятельных клиентов. В Англии экземпляры оценили в 50 тысяч фунтов. Это даже больше чем Rolls-Royce Silver Spirit и Bentley Mulsanne тех лет. Поэтому удалось продать ни много, ни мало: 485 автомобилей до следующего поколения модели. Тем не менее, Aston Martin Lagonda был передовым автомобилем своего времени, именно он начал моду на цифровые приборные панели. А сегодня он является настоящей коллекционной ценностью и гордостью компании.

7. Fiat Multipla, 2002

Приборную панель Fiat Multipla многие считают «самой уродливой в мире», как, собственно, и сам этот автомобиль. Но это не помешало Multipla удерживать титул «семейный автомобиль года» с 2001 по 2004.

Она похожа на младшего брата, который унаследовал все старые вещи своих старших братьев и сестер. Или напоминает шведский стол, к которому так никто и не подошел на вечеринке. Можно продолжать долго, но точно одно: все элементы приборной панели Fiat Multipla не соответствуют друг другу, и это понятно с первого взгляда.

8. Subaru XT, 1985

Поиграться с формой спиц руля – дело святое. Некоторые компании, типа «Ситроена», обожали схему с одной спицей, кто-то предпочитал две, три или четыре, однако принцип симметрии соблюдался всегда. Но Subaru – компания необычная. Их модель Subaru XT Turbo была одной из самых ранних попыток компании Субару привлечь внимание мировой публики к своей продукции. Для этого инженеры оснастили XT цифровыми измерительными приборами и обустроили место водителя крайне самобытно. Интересно и то, что что, несмотря на отсутствие в то время технологий, цифровой тахометр имел эффект 3-D.

Руль похож на игрушечный пистолет, пульты по бокам от него — явная отсылка к геймпадам, а уж пиксельная машинка на цифровой приборной панели и вовсе снимает все сомнения в источнике вдохновения дизайнеров из 80-х.

9. TVR Cerbera, 1996

И все же где производители по истине стремятся отличиться друг от друга – так это в сегменте суперкаров. К примеру, супер купе TVR из середины 90-х создавался явными оригиналами.

Чистокровный британский суперкар TVR Cerbera
Чистокровный британский суперкар TVR Cerbera

Казалось бы, что можно придумать с компоновкой приборов автомобиля, чего раньше не было? Но нет! Спидометр и тахометр они разместили в верхней части панели, а часы с датчиком топлива - на отдельном щитке под рулевой колонкой.

Удобство руления, конечно, пострадало, но зато какой получился вид …

10. Vector W8, 1990

Этот автомобиль должен был заткнуть за пояс все Lamborghini, Porsche, Ferrari и Jaguar вместе взятые. Но финансо­вые проблемы, постоянно преследо­вавшие проект Джеральда Вигерта, превратили W8 вместо легенды в удел коллекционеров раритета. При том штучный, так как выпущено их было всего 22 экземпляра…

Самой интересной частью машины является ее приборная панель. Гонщиков часто называют пилотами, поскольку они двигаются на скоростях уровня летательных аппаратов, но владельцы американского спорткара пилотами чувствуют себя также, даже когда стоят на месте.

Его приборка выполнена в духе военных истребителей. По сути, это даже не приборка, а компьютер, на экран которого можно вывести данные о давлении и темпера­туре всех жидкостей автомо­биля, информацию о положе­нии дверей, счетчик моточасов, цифровой климат-контроль, и, конечно же, показания спидо­метра и тахо­метра. Да, и он реально взят с истребителя! Смотреть на него можно действительно часами (и главным образом потому, что ничего не понятно!).

В следующем выпуске я покажу вам самые необычные и удивительные приборные панели автомобилей 21 века, ибо уместить все сразу в одном материале не представляется возможным! Поэтому подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новую статью Новый уровень технологий дал гораздо больше свободы дизайнерам и конструкторам! Интересно? Тогда до встречи!

Ссылка на данную статью в формате видео на YouTube: https://youtu.be/EfaYt8rIQzg