Найти тему
Кона и искусство

Такое мог нарисовать только сумасшедший

Есть одна картина которую я довольно сильно люблю. Она всегда вызывает во мне сильные эмоции, и как мне кажется, я хорошо ее понимаю. Или мне кажется что понимаю.

Есть четыре варианта этой картины. Я оставила свою любимую, 1893 г, масло.
Есть четыре варианта этой картины. Я оставила свою любимую, 1893 г, масло.

“Крик” Мунка стал довольно мемным сейчас. Он яркий, эмоция на нем карикатурная, а оттого сразу понятная, ее легко скопировать и использовать. Даже эмодзи такое есть.

И как в случае с картинами Ван Гога получается, что с Мунком вроде как все знакомы, но особо к нему никто не присматривался. А ведь присмотреться есть к чему. Даже если не из научного интереса или просто любопытства, то хотя бы к тому, какие эмоции вызывают его картины у вас. У меня они вызывают страх и отчаяние.

В этом в принципе, и есть главная цель экспрессионизма, к которому относится и “Крик”. Показать эмоции автора, его боль, грусть и радость. Реальность не так важна. Стволы деревьев можно вытягивать, дома искажать, лица и фигуры деформировать, рисовать небо зеленым, а траву синей. “Я художник, я так чувствую”.

В основном экспрессионизм конечно не очень веселый. Он возник как реакция на революцию и Первую мировую войну. Страдания, лишения, искалеченные судьбы и оторванные гранатами руки. Под такими впечатлениями мало чего приятного напишешь.

Э.Л.Кирхнер “Автопортрет в солдатской форме”, 1915. Один из художников, что был покалечен войной.
Э.Л.Кирхнер “Автопортрет в солдатской форме”, 1915. Один из художников, что был покалечен войной.

Крик Мунка появился немного раньше, еще до войны, но зная его жизнь, не удивительно, что тот захотел выразить свои эмоции. Смерть одной из сестер и матери, безумие остальных, собственная депрессия. Не удивительно, что его живопись была так же наполнена смертью, страданиями и безумием.

Мунк “Больная девочка”, 1886. Воспоминания о больной сестре и скорой ее смерти.
Мунк “Больная девочка”, 1886. Воспоминания о больной сестре и скорой ее смерти.

Возвращаясь к Крику, много теорий строится насчет него. И то, что мост, на котором происходит действие, был мостом самоубийц. И то, что тогда извергался вулкан, поэтому небо красное. А фигура на переднем плане навеяна мумей, которую Мунк увидел в музее. Это интересно, и в каких-то моментах может и важно, но сейчас главное не это.

Для меня важно именно ощущение безысходности и всепоглощающего ужаса, которое я испытываю, глядя на эту картину. Того, что происходит что-то ужасное и неотвратимое, когда небо расплывается, и ты испытываешь страх, который не поможет и никуда не уйдет. И ты бы хотел умереть, чтобы не испытывать всего этого. Но не получается. Потому что ты и этого боишься.

Я читаю Лавкрафта, чтобы почувствовать ужас неизведанного, которое таится в глубинах. Достоевского, чтобы подумать о Боге и справедливости. И я вглядываюсь в картины Мунка, чтобы увидеть смерть и безумие, которые сидят внутри меня.