(людям с особенно тонкой нервной системой и ранимой психикой читать не рекомендуется)
Впервые я услышал про Земфиру в конце 90-х. Тогда одна старшеклассница спросила меня, как старшего по возрасту и человека, увлекающегося рок-музыкой, что я думаю об исполнителе. К моему стыду, мне нечего было ответить, так как Земфиру не слушал от слова совсем. Но, вопрос от девочки послужил толчком к действию, и я послушал - не впечатлился ни капельки. Да, хорошая музыка, но я увлекался больше текстами, чем мелодиями, а тексты у Земфиры... Наверное, они не плохие, но не глубокомысленные точно.
Может проблема в том, что мы с Земфирой разного пола? У девочек своя логика, своя философия. Они чувственны, музыкальны... А мне после Цоя и Кинчева как-то не заходила эта эгоцентричная мягкотелость, покорившая сердца миллионов вечно недопонимающих, но умеющих чувствовать девчонок.
Не желающие причислять себя к поп-культуре, но, ничего не смыслящие в роке, малолетки нашли тогда свое место в мире – они стали фанатами Земфиры (Мумия Тролля в ту же корзину). Это был офигенный шанс выделиться, почувствовать себя не таким, как другие, при этом не особо от других отдаляясь. Каждому свое, конечно, но Земфира была «не мытая» (надеюсь, старики поняли, о чем речь). Именно это сильно роднит ее с Гречкой, хотя «рок» - дива не оценила творчества своей юной последовательницы.
Еще один момент не в пользу певицы – она не наша, то есть не русская, не татарка и не башкирка, хотя башкиры ею гордятся. Предвижу гневные оклики ее фанатов, но, если говорить не о происхождении, а о душевном состоянии, это так. Достаточно послушать одно только «Небо Лондона». И что тук такого, спросите, разве не может русский человек петь про иностранный город? Может, и еще как, даже у такой русской группы, как Э.С.Т. есть песня «Спокойной ночи, Брайтон-Бич».
Но это песня русских о чужом им мегаполисе. Земфира же поет о Лондоне, как Кобзон о Москве (чую, сейчас вообще закидают), то есть, как о родном, любимом ею городе.
Нелюбовь Земфиры ко всему отечественному сквозит со всех ее щелей. И это не метафора. Упустим интимную жизнь певицы, тем более что о ней нам известны только мифы и легенды. Да и с нашим менталитетом проще поговорить о другом, например, чего стоит только одно ее высказывание о русских музыкантах, как она от них устала, вот западные – совсем другое дело, с ними приятней работать, они профессионалы, а у нас профессионалов нет, одно отребье. Вот как раз и песня в новом альбоме про Тома Йорка (Radiohead)... Там вообще иностранных слов и имен, как грязи.
Короче, Земфира представляет собой именно то направление русского рока, которое на дух не переваривает все русское. А тут еще внешняя политика РФ изменилась не в лучшую, с точки зрения Земфиры, сторону. Ну, не в том месте она родилась, о чем всю жизнь и жалеет. Жалеет так самозабвенно, что спустя многие годы упорного труда глаз у нее задергался, и уже даже таблетки не помогают. Представляю, как подобной депрессии способствует тот факт, что песни вокалистка вынуждена исполнять на русском языке. Просто на английском ее никто слушать не будет, а значит и денег не будет тоже. Что Украина ей ближе по духу, зато денег больше в России, она тоже говорила. Но, оставим девушку в покое, ей и так сейчас нелегко, да и когда ей легко было.
Вернемся к новому альбому Земфиры со странным названием «Бордерлайн». Молчал гений, молчал и родил мышь. Во всяком случае, таков лейтмотив многих критических статей о данном «шедевре». Я лично больше склоняюсь к тем, кто считает, что осуждать девушку не надо. Надо просто вставить наушники в уши, нажать кнопку и наслаждаться декадансом. Мне лично некоторые треки зашли. Если бы я услышал те же «Таблетки» лет двадцать назад, они бы наверняка появились в моем плей-листе, но тетенька опоздала.
Более того, подобное я уже слышал у Black Sabbath (не обвиняю в плагиате, но все-таки).
Альбом разный и одинаковый одновременно. Разный в том, что Земфиру кидает от тяжелого, ритмичного скрежета электрогитары к мелодичным звукам фортепиано и наоборот. Например, как можно было в один альбом вставить "Таблетки" и "Пальто", одной Земфире понятно.
Поражают критики, которые усмотрели в композиции "Абьюз" филологическое мастерство Земфиры. "Какая гениальная игра слов - "абьюз", "забью"", - пишут они. Не думаю, что талантливый музыкант, но никакой поэт и прозаик, специально придумал такую "игру". Она просто спела, как ей понравилось с музыкальной точки зрения, а растаманы услышали свое и тут же запели "забью".
Песня "Крым" вообще не про Крым. Название полуострова звучит в композиции всего один раз и то особняком. Его легко можно было бы заменить на Сочи и Геленджик, Анапу, даже на Минеральные воды. Смысл песни от этого не поменялся бы. Ощущение, что название синглу дали из сугубо коммерческих соображений - последние годы Крым у всех на слуху, вдруг сработает, как замануха.
В альбоме нет целостности, это скорее сборник отдельных синглов. Те же "Крым" и "Абьюз" известны слушателям давно.
Одинаков он своей депрессией. А когда Земфира была весела и радостна? Лично я такого не припомню. Просто сейчас тетенька забралась на пик своего нытья и стала еще более психически неуравновешанной, что не могло не сказаться на творчестве.
Что касается смысловой нагрузки песен, то она не изменилась от слова совсем. Группа «Алиса», например, испытывала своих фанатов на прочность, альбом за альбомом отсеивая «не верных». Ряды ее армии значительно поредели, в основном, по идеологическим соображениям. Покажите мне фанатку Земфиры, разочаровавшуюся после нового альбома в своем кумире на основе философских рассуждений. Таких нет и не будет никогда, ибо у этой рок-исполнительницы одна, не меняющаяся десятилетиями, философия – эгоцентризм: Я страдаю, Я живу, Я люблю и ненавижу, Я гуляю в пальто, Я в абьюзе.
Почитайте комментарии самого автора к своим песням и поймете - они, как и раньше, ни о чем. В них нет смысла, только чувства.
Да ее слушателям и не нужен смысл. Они сами такие же - великовозрастные эмо.
Фанатов смутила только подача нового альбома – музыка не такая качественная. А вот это плохой звоночек.
Учитывая, что Земфира не выдавала новых альбомов уже много лет, не удивлюсь, если «Бордерлайн» станет ее "лебединой песней".