Громадные корпуса зёрноперерабатывающего мелькомбината возвышаются над индустриальным районом Хабаровска уже не один десяток лет. Своей монументальностью и необычным внешним видом они привлекают взгляды горожан и городских исследователей.
Ныне предприятие переживает, можно сказать, свой закат, а громадины производственных корпусов один за другим пилятся на металл.
Мы успели посетить некоторые из них до демонтажа оборудования и хотим поделиться с вами нашими снимками, уже ставшими историей.
Хабаровский мелькомбинат был основан ещё в 1936 г., а в 1947 г. ему было присвоено имя советского партийного и государственного деятеля Андрея Андреевича Андреева, который с марта 1946 г. в ранге заместителя председателя Совета Министров СССР курировал весь агропромышленный комплекс страны, а также ГлавЛесоОхрану.
С 1951 по 1957 гг. мелькомбинат находился в подчинении дальневосточного треста "Росглавмука", а с 1957 г. он был подчинён краевому управлению хлебопродуктов РСФСР, в ведении которого пробыл всего год.
Затем, с 1958 по 1976 гг. предприятие именовалось Хабаровским мелькомбинатом краевого производственного управления хлебопродуктов, а с 1976 г. получило название "Хабаровский комбинат хлебопродуктов ".
В 1960-х гг. на территории помимо старых кирпичных цехов были построены громадные железобетонные элеваторами, ставшие основными производственными мощностями завода.
В 1992 г. на базе существовавшего государственного комбината было зарегистрировано товарищество с ограниченной ответственностью, которое занималось производством и реализацией муки, крупы, комбикормов и других продуктов переработки зерна, осуществляло различную коммерческую деятельность по этому профилю, а также изготовляло хлебобулочные и макаронные изделия.
Ну а в 1999 г. товарищество было признано банкротом.
Фактически время в большинстве корпусов с тех пор и остановилось.
Тем не менее, после товарищества на базе мелькомбината было создано уже государственное краевое унитарное предприятие "Хабаровский зерноперерабатывающий комбинат", а в 2005 г. он был акционирован.
До 2013 г. предприятие ещё более-менее функционировало, но годовая прибыль с каждым годом только уменьшалась и в итоге большинство мощностей было выведено из работы.
Ныне производство практически полностью убито. Из двух основных производственных корпусов сохранил своё оборудование лишь один. Не так давно его арендовала одна компания под производственную деятельность, но дело почему-то тоже не пошло.
Нам же довелось побывать в старейшем элеваторе-зёрнохранилище ещё до распила большей части внутреннего оборудования на металл и последовавшего за этим пожара, случившегося вследствие несоблюдения техники безопасности при проведении газорезательных работ.
Забор обвешан угрожающими табличками о собаках на территории.
Будто в насмешку над этим у таблички мирно спал котик.
Примерная схема элеватора. Точную дату строительства увы установить пока не удалось, но это типовой проект монолитного элеватора.
Ну что, полезли наверх.
С башни элеватора открывается прекрасный вид на город и на пустынную территорию бывшего индустриального гиганта.
Самые старые корпуса мелькомбината на момент посещения уже находились не в самом лучшем состоянии. Впрочем, как и всё предприятие в целом.
Пройдём внутрь.
В нижней части элеватора находится пульт управления и каморка рабочих, электрощитовая, а также находятся установки для ссыпания зерна с бетонных круглых колонн-зернохранилищ силосного корпуса.
По пути в пультовую нам встретился такой вот крепкий стул с кожаной обивкой, сделанный наверное ещё до Хрущёвских времён.
Пульты управления системами элеватора представляют собой компактные установки с множеством кнопок и схемой размещения оборудования.
С виду ничего непонятно, но если присмотреться, то не так уж и сложно здесь разобраться.
Электрощитовая на момент посещения ещё гудела. Большая часть амперметров и вольтметров на ней датированы 1964-1965 гг., что свидетельствует о том, что элеватор всё же был построен скорее во второй половине 1960-х гг.
У элеватора был свой лифт, ведь он выше 10-этажного дома.
Если подниматься по рабочей башне вверх, то можно увидеть множество труб, электродвигателей и установок.
Пол давно зарос мхом.
Всё это необходимо для сортировки, взвешивания, просушки и обработки зерна.
Некоторые сплетения труб похожи на гигантских металлических пауков.
На стенах установлены разнообразные щитки на 380 вольт, всё родом из советского прошлого.
На стенах и опорных столбах встречается много различных кнопок, щитков и систем оповещения.
На верхнем ярусе мы обнаружили телефонный аппарат ТА-200 с интересным дизайном.
Такие аппараты устанавливались на предприятиях, где есть жёсткие условия эксплуатации типа шахт, ТЭЦ, бункеров и т.д.
Также там стояли весы для зерна 1960-х гг., произведённые Одесским заводом им. Старостина.
На весах сохранилась родная эмблема.
На транспортёрах еще осталось зерно, которое, конечно же, привлекает пернатых, водящихся здесь в огромном количестве.
Шорох их крыльев не на шутку перепугал нас, но заметив над головой голубей, мы вздохнули с облегчением. Ныне птицы единственные обитатели элеватора.
Переходим непосредственно в надсилосную галерею по переходу.
Там нас встречает длинный транспортёр.
Для заполнения силосов использовали такую машину необычной конструкции.
А для спуска в силосы лебёдку.
Стройная производственная линия выглядела весьма ухоженной и рабочей.
Информационный стенд с фотографиями примеров последствий халатности в работе.
Впрочем, через год наши надежды на то, что элеватор все еще используют по назначению, развеялись.
Индустриальный пейзаж из окон верхнего яруса просто великолепен
Открывается отличный вид на Хабаровскую ТЭЦ-1, являющуюся одной из наиболее величественных генерирующих станций г. Хабаровск.
А на стене одного из цехов мы встретили выложенную из кирпича сцену боёв со словами "Этих дней не смолкнет слава". Судя по фразе и виду бойцов, скорее всего сцена посвящена Гражданской войне, а полная фраза звучит так: "Этих дней не смолкнет слава, не померкнет никогда, партизанские отряды занимали города".
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.