После Второй мировой войны госпел кардинально изменился, поэтому его отмечают как новый жанр, хотя во многих музыкальных генеалогиях это не так. Звукозаписывающие лейблы, радиостанции и промоутеры проявляли интерес к такой музыке, поскольку музыка религиозного содержания - коммерчески более чем жизнеспособна.
Этот Modern или Progressive Gospel отличается от Traditional Gospel явным присутствием блюза и особенно раннего ритм-н-блюза. Хотя инструментальных средств мало (часто одно пианино или гитара), сильный бит проявляется через полные аккорды или хлопки.
Иногда используется напольная стальная гитара с педалью, давшая название поджанру «Sacred Steel». Но Modern Gospel не об инструментах, а о голосе и послании Бога.
Число преимущественно чернокожих исполнителей Gospel (особенно женщин) в пятидесятые годы экспоненциально росло, и начали набирать обороты крупные концерты Gospel. Это привнесло общенациональное ощущение черного осознания: Modern Gospel становится вестником музыки Soul.
Тем не менее влияние «дьявольской музыки» блюз начинает возмущать некоторых поклонников госпела.
Растущая любовь к деньгам и известности со стороны артистов, которые начинали с ничего и полагались только на свою веру, накапливается в растущем отвращении к тому, что уничижительно называют светским Gospel.