Часть 3
В военной комендатуре Мангышлакского гарнизона, в должности помощника военного коменданта гарнизона я прослужил с 1983 года по 1987 год. Пережил Казахские события, точнее беспорядки, участвовал в задержании участников этих беспорядков, в том числе в аресте руководителя чернорубашечников (по- русски сказать фашистского выкормыша), у которого в квартире висел портрет Адольфа Гитлера во всю стену.
За время службы в комендатуре приходилось участвовать в поисковых группах, по розыску бежавших из мест лишения свободы заключенных, оказывали помощь сотрудникам внутренних войск в их розыске, блокировке определенных квадратов на местности, арыков, дорог, а в степи их немерено. Приходилось по двое-трое судок мотаться по степи и выполнять поставленную задачу.
Один из таких случаев я хочу сегодня рассказать Вам.
Произошло это до Алма-Атинских событий. С одной из колоний, находящихся на Мангышлаке был совершен побег заключенного с рабочей зоны в вечернее время. Побег сопровождался убийством конвоира, захватом оружия и в последствии им было совершено убийство гражданского мужчины, автомобилем которого он завладел.
Комендатуру оповестили о побеге с колонии спустя два часа, предупредив, что бежавший осужденный вооружен и очень опасен. Так как он угнал автомобиль у убитого им гражданина, то он будет прорываться по автомобильным дорогам в сторону России. Приказа брать его живым не было, поэтому уходя в поисковую группу мы вооружились, запаслись сухим пайком на трое суток и набрали во фляги чай. В степи воду найти сложно.
Беглецу, кроме того что необходимо было двигаться в сторону дорог ведущих в Россию, ему необходимо было запастись водой и продуктами. Я, как старший поисковой группы, принял решение встретиться с местными чабанами, которые живут в степи, да и самим пополнить запасы воды, а то чай, который был во фляжках моих солдат уже нагрелся и имел очень не приятный вкус.
Подъехав к одной из кошар, где обитают чабаны, я встретился с одним чабаном. Поздоровался с ним согласно их обычаев, то есть спросив все ли в порядке с их скотом, как здоровье их детей, как здоровье у него самого, супруги, только после этого я мог уверенно разговаривать с ним. Объяснил ему ситуацию по сбежавшему из под стражи заключенному, что он вооружен и опасен. Он внимательно выслушал меня, а затем предложил нам покушать бисбармак и выпить с ним горячего зеленого чая, а заодно пополнить наш запас питьевой воды. О сбежавшем заключенном он знал, так как этот заключенный был уже у него и спрашивал дорогу к арыку и чабан показал ему дорогу, но только очень длинную. И сказал что мы спокойно можем покушать с ним, попить зеленый чай, потом он даст нам своего сына и он покажет нам короткую дорогу и что мы будем еще ждать нашего беглеца около арыка минут 40.
Наша поисковая группа расположилась у достархана, хозяйка вынесла бисбармак и предложила отведать их пищу. Мы поели, попили с чабаном зеленый чай, заваренный с цветами верблюжьей колючки. По объяснению чабана такой чай в степи предотвращает жажду и потение тела. Немного посидев после приема пищи, чабан позвал среднего сына лет 12-13, объяснил ему чтобы он показал нам короткую дорогу к арыку.
Попрощавшись и поблагодарив чабана за еду и воду, мы сели в наш ГАЗ-66 и под руководством среднего сына чабана мы поехали к арыку. Дорога к арыку заняла у нас примерно минут 20-25. Наш проводник велел остановит автомобиль и показал, что за барханом будет арык, а тот кого мы ищем появится с другой стороны и нас не увидит. Попрощавшись с нами он пошел домой, от предложения подвезти он отказался, сказав, что он доберется сам и что ему не привыкать по степи гулять. Проводник ушел.
Мы осмотрели местность перед арыком, я распределил своих солдат с противоположной стороны от предполагаемого направления, где должен появиться беглец. Своим подчиненным я объяснил, что как появится беглец, то автоматными короткими очередями отрезать его от автомобиля, либо повредить автомобиль, в случае если он окажет сопротивление, то стрелять на поражение. Расставив личный состав, сам занял позицию с левого фланга и стал наблюдать за дорогой которая находилась в противоположной стороне от наших позиций.
Примерно минут через 30 нашего ожидания, на дороге, которая ведет к арыку мы увидели сильный шлейф пыли, а затем сам автомобиль, на котором передвигался беглец. Он в скором времени подъехал к арыку. Не доезжая метра 4-5, он остановил автомобиль, бросил автомат на капот автомобиля пошел к арыку. Очередью из автомата мой сержант Роман Михаил отрезал его от автомобиля, и я крикнул беглецу, чтобы он сдался, что приказа брать живым у меня не было, если он не сдастся сам то будет открыт огонь на поражение. После этих слов беглец лег на землю на живот и руки положил за свою голову. Я дал команду держать его на прицеле, а сам подошел к нему, надел ему наручники в положение руки за спиной. Сержант забрал брошенный автомат и мы выдвинулись на нашем автомобиле по дороге которую указал нам проводник в сторону города.
Примерно через час, час двадцать мы остановились рядом с КПП колонии из которой бежал заключенный, передали его сотрудникам колонии, передали оружие, забранное у беглеца, после чего направились в гарнизонную комендатуру где я доложил Коменданту Гарнизона о выполнении задания и что беглец доставлен обратно в колонию, оружие, похищенное им возвращено. Написал рапорт об израсходованных патронах для их списания.
Вся поисковая группа приказом Военного Коменданта Гарнизона была поощрена, а сержант Роман Михаил был поощрен краткосрочным отпуском на 10 суток, без учета дороги, с выездом на Родину.
Вот и еще один эпизод из моей жизнь Вы узнали. Жду Ваших комментариев, пальчиков вверх и подписок на мой канал. С Вами был я, Сергей Золотов.