Найти в Дзене
Начиная всё сначала

Пример учительского бессилия: ученик ни в какую не хочет сдавать дневник и вырывает его из рук силой

Невозможно предсказать как пройдёт рабочий день в школе. Случиться может всё что угодно в любой момент. Как правило, такие неожиданности неприятны и так или иначе связана с учениками. Кто-то кого ударил, нахулиганил, сорвал урок, мама школьника без предупреждения пришла в школу поскандалить... Всё это предсказать невозможно. Проблемы могут даже возникнуть с выставлением оценок в дневник.

Ну вот что может пойти не так, когда хочешь поставить в дневник оценку? Оказывается, может. К тому же с неопределёнными последствиями для учителя.

Всегда на моей школьной памяти (1999-2010) было принято, что если учитель просит у ученика дневник, то ученик его безоговорочно даёт. Конечно, могли пойти в ход всякие хитрости по типу «забыл дома», но если уж дневник лежит на столе и учитель его видит, то надо сдать.

Университетские годы с практиками и первый год работы в школе... Всякие дети бывали, и городские наглые, и тихие деревенские, но у слов «неси дневник» могло быть только три исхода:

  1. Ученик несёт дневник;
  2. Если ученик не хочет нести дневник, то подходишь и берёшь его со стола сам;
  3. Дневник «забыт дома».

В последнем варианте как бы и чёрт с ним, не будешь же в школьном рюкзаке рыться? Может быть он и правда его забыл, а если нет, то пусть это будет на совести ученика. В любом случае, у тебя для оценок есть журнал.

Но, оказывается, есть и четвёртый вариант: ученик отказывается нести дневник, а если хочешь его взять — вцепляется мёртвой хваткой и не отдаёт. Это и произошло со мной на днях.

Ситуация обычная 7 класс, один из учеников не подготовился и получил двойку. Назовём его Петей.

О семье Пети. Родители не работают, живут на пособие. Много детей разных возрастов: есть те, кто окончил школу, есть и такие, которые в школу пойдут. В школе учатся двое, Петя и его брат (6 класс). Что до их способностей... Есть такой стереотип, будто деревенские могут не отличаться умом, но всё компенсируют трудолюбием и физической силой. Так вот, это не про Петю и его брата. Они отличаются тщедушностью, ленью, и не могут (не умеют?) даже правильно забить гвоздь, но уже научились на каждое очевидное замечание учителя отвечать «нет, это не так» или «не имеете права». В открытую могут утверждать что я, как педагог, неправильно преподаю предмет. И вообще, работавшая до меня учительница (которая их жалела и ничего с них не требовала) была намного лучше.

Вроде бы глупости от не очень умных детей и это всё мелочи, но всё равно раздражает...

В то же время оба брата учатся плохо, уроки готовят спустя рукава и материал не учат, на занятиях ведут себя вызывающе и самоуверенно. Знаний и умений ноль, но гонора хватит на пятерых.

В конце одного из уроков говорю всем сдать дневники, буду оценки ставить. Все сдали, кроме Пети, хотя дневник лежит на парте. Прошу сдать дневник ещё раз Петя молча отворачивается, не несёт. Ладно, подхожу и хочу взять дневник сам. Взялся за него Петя вцепился в дневник мёртвой хваткой и не отпускает. Одноклассники возмущённо говорят Пете, что он творит глупости и так не надо, но ему всё равно, только ещё крепче держится за дневник. Я упорствовать не стал, чёрт с тобой. Не даёшь дневник, так не даёшь.

В тот момент, когда я с Петей «боролся» за дневник, я понял, что попал в крайне глупую ситуацию. Во-первых, ученик проигнорировал все мои просьбы и перед всем классом показал, что мой учительской авторитет это просто пустышка и ничего не стоит. Во-вторых, фактически я применил к ученику силу, что для меня ничего хорошего не сулит.

Когда понимаешь, что совершил какую-то глупость. Источник фото pinterest.es
Когда понимаешь, что совершил какую-то глупость. Источник фото pinterest.es

В итоге, этот школьник и авторитет мой как учителя подорвал, да и я ещё могу получить проблем если пожалуются «куда надо». Вроде и сам дурак, зачем-то пошёл на принцип, хотя в классном журнале уже стоит оценка...

На ровном месте, проблемы из-за какой-то мелочи... Ну не хочет ученик слушаться учителя и отдавать дневник, и всё тут. И учитель ничего сделать с этим не может и просто позорится. Как минимум, в своих же глазах.

Не бог весть какое крупное происшествие (бывает намного хуже), но таких мелочей может быть две, три, десять за один рабочий день. А из капли, как известно, рождается море И после такого думаешь, что я вообще в этой школе забыл и зачем мне это всё надо?

И это может случиться не только с дневником. Если школьник упрётся рогом и чего-то не захочет, то учитель всё равно ничего сделать не сможет. А в битве на истощение всё равно победит школьник. Прав и привилегий у него больше, а у учителя нет эффективных рычагов давления. Намного проще и безопаснее для себя самого плюнуть на всё и оставить нерадивого школьника в покое.

Спасибо за уделённое статье время, удачного Вам дня!

  • Статья , в которой даётся ответ на вопрос «почему автору понадобился бумажный дневник, если уже существует электронный?»