Найти тему
Мама и братия

Как в СССР при закрытых храмах и монастырях совершалась литургия

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Многие из вас наверняка еще помнят 30-е годы, когда в России началось гонение православных христиан. Ответ у правительства почти всегда был один - "нелегальное хранение церковной утвари". Да где? В монастырях и храмах.

Многих расстреляли, других же выгнали из монастырей, закрыв за ними двери. Конечно, Бескровная Жертва никогда не переставала совершаться - стали появляться так называемые "домашние" монастыри.

Чаще монахини некоторое время жили вблизи закрытых монастырей, где пекли хлеб, некоторые из них разбрелись. В основном они старались купить на общие деньги домики, в которых жили по 4-6 человек. Окормляли их гонимые священники. Так это было, к примеру, на Тамбовщине и в Дивееве.

Дивеевские сестры во времена гонений
Дивеевские сестры во времена гонений

Обычные жители чаще всего относились к матушкам хорошо, но жить к себе не пускали - слишком суровой была советская власть. В результате из одного большого монастыря получалось множество маленьких.

Бывшие насельники мужских монастырей старались прибиться к какому-нибудь храму. Многие из небольших общин власти раскрывали, а их участников отправляли в ссылки.

Далее стали формироваться монашеские общины, главные из которых были в Петрограде (окормлялась иеромонахами, учениками священномученика Вениамина Казанского), Москве и Оренбурге.

В 1936 году обычный человек не знал, где можно причаститься. Открывались обновленческие церкви, а старые ушли в подполье. Епископ Петр (Ладыгин) организовал тайный монастырь сначала в Оренбурге, но позже (1943 г) из-за гонений ему с его последователями пришлось переселиться в Среднюю Азию, на Тянь-Шань, в подземелье.

После разгрома тайного монастыря некоторые уцелели. Один из таких людей, архимандрит Серафим, рассказывал, что его мальчиком принял к себе отец Петр, видя его веру. Сам владыко жил в подполье, а мальчик с матушками - наверху. Владыку искали, но иногда по ночам он выходил подышать свежим воздухом. Отец Серафим рассказывает, что его душа приходила в ликование, ведь под землей отец Петр совершал полноценный Афонский устав.

Конечно, это лишь малая часть того, что можно узнать о подпольной жизни православных христиан того времени. Мне рассказывали, что дарохранительницы переносились с большим риском, а иногда для литургии вместо престола (специального стола) использовали человеческую спину.

Но главное, что литургия не прекращалась никогда. А мы просто должны радоваться, что сегодня у нас есть возможность беспрепятственно пойти в храм Божий и спокойно выслушать молитву, не боясь попасть за решетку.

Если статья была вам полезна, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал - так о нем узнает больше читателей. С Богом, мои дорогие)))