Условная любовь
Любите ли вы своих детей? Да, да, это глупый вопрос, знаю. Вряд ли найдутся люди, которые ответят «нет» (по крайней мере публично). Автор предлагает взглянуть на родительскую любовь под разными углами и осознать, что «можно любить ребенка со всем пылом, но абсолютно не так, как ему требуется быть любимым. Вопрос не в том, любим ли мы наших детей, и даже не в том, насколько сильно. Имеет значение то, как мы их любим». Не знаю, как вас, но меня эта мысль ударила как обухом по голове.
Альфи Кон пишет, что большинство взрослых любит детей условно. Любовь родителей – это то, что дети должны заслужить, соответствуя требованиям и ожиданиям мам и пап. Интересно, что Минздрав Ирландии опубликовал список 10 примеров эмоционального насилия над детьми. На втором месте в нем оказалось «условное воспитание, в рамках которого степень заботы, получаемой ребенком, зависит от его поведения или поступков».
Дети, получавшие любовь мамы и папы при определенных условиях (не балуется, хорошо учится, занимается в музыкальной школе), в среднем оказывались менее благополучными, чем дети, которых родители любили несмотря ни на что. Первые чаще чувствовали себя отвергнутыми, чаще испытывали неврозы, обижались на родителей и выражали к ним неприязнь.
Наказания, похвала, изоляция и «подкуп»
Альфи Кон приводит результаты многочисленных научных исследований, которые доказывают, что классические методы воспитания не только неэффективны, но и вредны для психического, морального и интеллектуального здоровья ребенка.
Во-первых, автор восстает против «тайм-аутов», когда родители в виде наказания изолируют ребенка (ставят в угол, игнорируют его, отправляют в свою комнату, запрещая выходить). По сути такая принудительная «тюрьма» – это лишение любви, это сообщение ребенку: «Если ты не будешь вести себя так, как мы хотим, мы будем подвергать тебя страданиям, мы перестанем тебя замечать!». Как правило, такой метод дает краткосрочный результат в виде послушания, однако в долгосрочной перспективе оно крайне опасно. Некоторые специалисты даже считают, что «в эмоциональном плане оно может оказаться более разрушительным, чем» физическое насилие.
Во-вторых, также бесполезны и поощрения за соблюдение правил. «Сделаешь домашнюю работу, получишь мороженое», «не будешь мне мешать, вечером пойдем в зоопарк» – это типичные примеры т.н. позитивного подкрепления. Удивительно, но все исследования показывают, что дети и даже взрослые менее успешно и качественно выполняют поставленные задачи, когда за это им предлагают награду. Интересно, что это еще говорит о бесполезности платить детям деньги за отличные оценки. Это убивает интерес к знаниям и учебе, оставляя только временный интерес к отметкам и деньгам. Кстати,
А.Кон пишет и о том, что студенты лучше учатся, когда для их оценки и поощрения не используются отметки.
В-третьих, все, что было сказано о материальных (деньги, сладости, наклейки) и символических (отметки, звездочки) наградах, в той же степени относится и к словесным поощрениям. Автор этих строк уже не раз писал о том, что похвала может быть контрпродуктивной, может демотивировать, снижать интерес к новым знаниям, формировать страх ошибиться и т.п. Дети, которых учителя часто хвалили, менее уверены в своих ответах, меньше делятся идеями и немедленно отказываются от своего мнения, если учитель с ним не соглашается.
Больше контроля – менее послушные дети
Но это еще не самое странное. Родители хотят контролировать своих детей, требуют от них соблюдения правил, послушания. А случаи нарушения этих правил приводят к замечаниям или более серьезным наказаниям. Авторитаризм родителей, которые постоянно стремятся навязывать свою волю, вызывает у детей протест, желание идти наперекор и нарушать правила, делая все по-своему.
И, наоборот, родители, которые давали детям больше самостоятельности, право выбора, прислушивались к их просьбам и пожеланиям, в итоге воспитывали более послушных и любящих своих мам и пап детей.
Автор выводит такой парадокс – именно родители, которые сильнее всего стремятся контролировать своих детей, в результате имеют самый слабый контроль над ними. Особенно в тех ситуациях, когда родители их не видят. Когда ребенок чувствует, что его вынуждают что-то делать (играть на пианино, заниматься танцами или борьбой), он теряет к этому делу интерес. Более того, контролирующие родители еще и мешают детям приобрести необходимые навыки.
Бить или не бить? Вот в чем вопрос. Это не вопрос. Бить нельзя. Точка. Причин много:
1. Насилие порождает агрессию. Ребенок, которого бьют родители, начинает бить младших братьев и сестер. На которого кричат, сам поднимает голос на других детей.
2. Наказание показывает пример использования силы, пример того, что проблемы можно (или нужно) решать силовым путем.
3. Наказание теряет эффективность. В какой-то момент порки и шлепки (как и более мягкие формы наказаний) становятся бесполезными. Дети на них уже не реагируют, они перестают на них влиять.
4. Насилие портит отношения между родителями и детьми. Что чувствует ребенок, которого побили? Думаете, он начинает размышлять о том, как плохо он поступил? «Теперь я наконец-то понял, что обижать брата нельзя!» Это смехотворный сценарий, такого не бывает никогда. Оказавшись в углу, ребенок думает только о жестокости наказывающих, о том, как отомстить, как всеми правдами и неправдами избежать наказания в будущем. Педагогический эффект наказаний близок к нулю.
Принципы безусловной любви
Любить детей надо просто за то, что они дети. Не за успехи, не за оценки, не за послушание, а за то, что они наши дети. Это и есть главная идея книги. Легко сказать, трудно сделать. Автор предлагает целых 13 принципов безусловной любви, обеспечивающих взаимопонимание и гармонию в семье, а также здоровье ребенка и его будущее благополучие. Описать все 13 нет возможности, но упомянуть некоторые из них необходимо.
1. Пересматривайте свои требования. Если ребенок не делает то, что вы хотите, возможно, проблема не в нем, а в ваших требованиях. Надо ли, чтобы на рабочем столе в детской всегда был порядок? Надо ли сортировать одежду в гардеробе по сезону? Надо ли обязательно получать пятерки?
2. На первом месте – ваши отношения. Быть правым – не самое важное. Стоит ли портить отношения с ребенком ради неукоснительного соблюдения правил?
3. Учитывайте возраст ребенка – нельзя требовать от малыша того, к чему он еще не способен. Нельзя требовать от него спокойно сидеть полтора часа в кинотеатре. Он к этому не готов и физически, и психологически.
«Воспитание сердцем» – особенная книга. Я искренне советую всем родителям и учителям как можно быстрее и внимательнее ее прочитать. При этом, возможно, самое главное – огромный набор конкретных рекомендаций и советов я сознательно решил в эту статью не включать, чтобы вы сами обратились к книге и прочитали ее. Вы не пожалеете!
Алихан Динаев, Учитель года России-2018.
Читайте больше статей в газете Хьехархо!
http://heharho.ru/index.php/uchitelya/1389-vospitanie-serdtsem