В рамках премии «Headliner года» 26 февраля прошел прямой эфир на тему «Новое образование для нового мира». На этот раз участники public talk обсудили главные вопросы, которые стоят перед современной образовательной системой. Какой должна быть идеальная педагогика в постковидном мире? К каким стандартам двигаться и кто их должен формировать?
Участники дискуссии:
Надя Папудогло, главный редактор журнала об образовании «Мел»
Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования
Дима Зицер, лидер народного голосования в номинации «Наука и образование», школа неформального образования «Апельсин»
Оксана Селендеева, школа программирования CODDY
Первые итоги самоизоляции
Стартом для дискуссии стал вопрос о том, что же в итоге сделал с образованием период самоизоляции в 2020 году. Максим Казарновский обозначил три важных тезиса по этому поводу.
- Изменения перестали быть последовательными. Если ранее нововведения медленно вытекали одно из другого, то в период пандемии процесс стал скачкообразным. И это продолжается до сих пор.
- Постковидный мир все еще не сформировался. А для проверки происходящих изменений и тенденций в системе, возможно, потребуются условия третьего локдауна.
- Государство потеряло свою субъективность на рынке образования. Она ушла к педагогу, в семью, к самому ребенку. Благодаря пандемии сегодня за учеником стоит выбор формата, технологий и структуры получения знаний.
В то же время для педагогов особенно острой стала необходимость получения мотивации внутри профессионального сообщества. Благодаря конференциям, организованным в рамках Московского международного салона образования, пришла обратная связь от педагогов со всей России о необходимости повышения уровня квалификации, изучения трендов и методов их внедрения.
Максим также отметил, что в настоящее время вся энергия по модернизации образования сосредоточена в людях, которые, зачастую, не имеют отношения к педагогическим факультетам и не бывали в современных школах. А в итоге школа оказалась подчинена им. Именно поэтому, по его мнению, нужно создать образовательное пространство для учителей вне системы.
Надя Папудогло выразила сомнение в том, что модернизация в конечном итоге случится. «Вероятность вернуться к прежнему состоянию образовательной системы очень велика, так как педагогический уровень обычных школ не самый высокий» - считает эксперт.
Мнение Максима поддержала Оксана Селендеева. Она согласна, что движение в системе образования уже началось, но на государственном уровне это случится только при условии массовых примеров таких преобразований.
Кто на самом деле инициатор новых подходов
Иной вектор беседе задал Дима Зицер. Он поставил под сомнение саму тему встречи, заявив, что никакого нового мира нет. А пандемия лишь подтвердила, что система зависит от нас самих. В пример он привел свое участие в семинаре, где прорабатывались решения проблемы большого числа прогулов в школах одного из регионов. Участники обсудили новые подходы к выходу из ситуации, но к концу встречи большинство педагогов сошлись во мнении, что никто им не разрешит внедрять новое и менять самовольно систему. «Я им предложил попробовать сделать это в качестве эксперимента, - подвел итог эксперт. - И через год на повторном семинаре большинство учителей подтвердили успешность проделанной работы». Дима призвал не бояться негативных последствий, так как хороший педагог сейчас на вес золота.
Аналогично высказался и Максим: «Сейчас директора стали самодостаточной системой. Инициатива на стороне школы, а директор нуждается в педагогах, которые помогут наращивать капитализацию новых подходов».
Перспективы дополнительного образования
Затем спикеры перешли к вопросам дополнительного образования. Оксана Селендеева поделилась с коллегами тем, что давно чувствовала приближение смешанной формы образования, но тогда еще никто не представлял, что к этому может подтолкнуть. «Адаптироваться пришлось в короткие сроки, - рассказала Оксана. - Многие просто не смогли и закрылись. Те, кто быстро сориентировался, остаются до сих пор в двух форматах, потому что он-лайн по-прежнему востребован. И скорее всего это станет толчком к поднятию цен на услуги оффлайн».
Более часа эксперты обсуждали условия для дальнейшего развития системы образования, особенности индивидуального и субъективного подхода в обучении, проблемы выбора в дальнейшем между оффлайн и онлайн образованием, и чем в принципе мотивировать детей получать знания в школе от педагогов, а не в программе на компьютере.
Достаточно сложные вопросы поступили и от зрителей. В первую очередь, они касались форматов обучения в будущем и влияния на систему образования со стороны государства.
Полную версию дискуссии можно посмотреть и прокомментировать по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=0bS3XTL79Kg