Очень многие знают меня как фотографа, многие как изобретателя, другие как преподавателя. Но всего лишь очень узкому кругу людей известны мои размышления, которые в целом, я бы расположил в основе того списка что я перечислил выше.
Ни для кого не было секретом что еще в конце школы я очень серьезно стал интересоваться вопросами философии.
И однажды я понял, что просто интересоваться - уже мало, пора делать что то еще.
В начале своего творческого пути я сформулировал несколько постулатов которые годами позже опроверг, но некоторые из них обнаружили в себе куда большую почву для размышлений.
Начну с того что мы все живем в некотором парадоксе трехмерности: мы никогда не можем видеть объекта целиком. Всегда видится или часть или проекция. Представьте себе куб. Представили? Ну да, вы знаете, что на той стороне которую вы не видите - ровно тоже, что на той на которую вы смотрите. Но одновременно вы не видите переднюю и его заднюю часть. И даже не можете себе все это представить одновременно.
Есть такие нумены и феномены. Представим что нумен, это геометрический объект и посветим на него фонариком.
На стене мы увидим тень от нашего "нумена". Это будет феномен. Опять же, как и в случае со зрением - мы видим только его некоторую часть. Феномен - человек, нумен - его душа.
Казалось бы, причем тут фотография? Тонко сделанный портрет - это собранные в одной линии максимально возможного количества проекций теней нумена. Это то, что в 2015-м я решил назвать "психиологической точностью". Собрать полностью нумен - невозможно, это аксиома, т.к. в отличии от феномена - он лежит совсем в другом измерении, и, геометрически не может придти в нашу трехмерность.
Страшно? Мы только начали. Измерение где располагается нумен, очень перекликается с антиномией Канта о первопричине, условно она звучит следующим образом: "существует первопричина мира - Бог. Но Бога в мире не существует.". Где же он вообще находится? Из этого парадокса возникает очень странное ощущение, что каждый объект, в общем то - лишь проекционная часть от чего то большего.
Одна из причин моих фотографий находится в сфере самопознания. Фотографии, как и любой другой творческий процесс, исходят из бессознательного, бессознательное, вероятно, находится в области тех самых нуменов, но очень вероятно что оно тоже смотрит на них с иного угла также, а не присутствует с ними. Бессознательная реакция на что либо в виде нажатия на кнопку, оставляет после себя фотографии, которые вследствии времени копятся, и позволяют среди их обнаружить самого себя наиболее наглядно. Если обратится к трудам Юнга, то это будет похоже на описание его "встречи с собственной тенью"
В этом отношении я особенно серъезно выделяю уличную фотографию по одной простой причине: отчасти не имеет отношение то что происходит - важно то что тот кто это зарегестрировал находился в этом "сплетении" событий.
Т.е. его бессознательное сработало на некоторую общность феноменов находящихся в какой то гармонической связи и нашедшей их очевидной.
Обратите внимание, что очень многим известным фотографиям присуща вполне себе "сквозь строки" ощущающаяся музыкальность мгновения. В действительности, если подключить осциллограф к музыкальному центру, то вы увидите набор частот, можете покрутить гармоники, но ни что это не будет находить в вас даже подобие музыки глазами, хотя некоторая тактируемость и будет вполне очевидной. Этот вопрос разрешается не осциллографом, а переосмыслением подхода, пусть даже несколько абсурдно: фотография - это частный случай музыки.
Еще одна причина по которой наверно стоило всем этим заниматься - находится в сфере времени. Время - очень субъективное представление о наборе движений которые происходят или должны произойти.
К слову кошка, например, не знает ни того что Земля вращается вокруг Солнца, ни закон всемирного тяготения. Она хорошо знает свое тело, а время для нее - это движение которое происходит вокруг нее или с ней же. Кошка находится в двумерном измерении и живет в нем. Представьте насколько у нее коварный и чудесный мир. О кошке мы еще отдельно поговорим потом, там есть много что ей нам поведать.
Если отодвинуть идею времени как таковую и все же признать что оно родилось от желания "померить", то становится очень "непонятно". Если на секунду вам удалось это допустить, то единственное что у вас должно остаться - это прошлое.
Исчезает представление о настоящем и о будущем. Получилось? А вы попробуйте еще, но к слову, это действительно не так просто.
Нуменальный мир не имеет дат. Он живет без времени. Вопрос касательный к этому утверждению: жизнь - это прямая или круг? Для многих она останется "прочерком" на могильной доске. Но все же? Человек приходит в мир из "небытия" и в "небытие" уходит.
Парадокс трехмерности далеко не единственное с чем мы сталкиваемся и в упор не замечаем. Есть еще кое что.
Задавали ли вы себе в детстве вопрос про цвет? Что вот если шарик красный, то красный ли он на самом деле? Вот стоит дерево. Существует ли оно? Да существует. Но! Все что в нем существует для нас - это форма нашего восприятия его. Опять же мы возвращаемся к нумену и феномену. Дерево для нас все же феномен, хотя мы о нем и его корневой системе много что знаем.
Во всем этом обнаруживаются удивительные "рамки" того в чем мы привыкли находится, хотя они нам таковыми и не кажутся - воспитан один базис восприятия, в нем все и вращается. Стоит что то только поменять и мир меняется абсолютно до неузноваемости.