Найти в Дзене
Николай Щеголев

Феноменально-нуменальный мир фотографии

Все что в нем существует для нас - это форма нашего восприятия его.

Очень многие знают меня как фотографа, многие как изобретателя, другие как преподавателя. Но всего лишь очень узкому кругу людей известны мои размышления, которые в целом, я бы расположил в основе того списка что я перечислил выше.

Ни для кого не было секретом что еще в конце школы я очень серьезно стал интересоваться вопросами философии.

И однажды я понял, что просто интересоваться - уже мало, пора делать что то еще.

В начале своего творческого пути я сформулировал несколько постулатов которые годами позже опроверг, но некоторые из них обнаружили в себе куда большую почву для размышлений.

Автопортрет на Leica M3 Владимира Соколаева (декабрь 2017)
Автопортрет на Leica M3 Владимира Соколаева (декабрь 2017)

Начну с того что мы все живем в некотором парадоксе трехмерности: мы никогда не можем видеть объекта целиком. Всегда видится или часть или проекция. Представьте себе куб. Представили? Ну да, вы знаете, что на той стороне которую вы не видите - ровно тоже, что на той на которую вы смотрите. Но одновременно вы не видите переднюю и его заднюю часть. И даже не можете себе все это представить одновременно.

Есть такие нумены и феномены. Представим что нумен, это геометрический объект и посветим на него фонариком.

На стене мы увидим тень от нашего "нумена". Это будет феномен. Опять же, как и в случае со зрением - мы видим только его некоторую часть. Феномен - человек, нумен - его душа.

Портрет машиниста Валерия Л. у тендера паровоза Эр 766-41 (октябрь 2018)
Портрет машиниста Валерия Л. у тендера паровоза Эр 766-41 (октябрь 2018)

Казалось бы, причем тут фотография? Тонко сделанный портрет - это собранные в одной линии максимально возможного количества проекций теней нумена. Это то, что в 2015-м я решил назвать "психиологической точностью". Собрать полностью нумен - невозможно, это аксиома, т.к. в отличии от феномена - он лежит совсем в другом измерении, и, геометрически не может придти в нашу трехмерность.

Страшно? Мы только начали. Измерение где располагается нумен, очень перекликается с антиномией Канта о первопричине, условно она звучит следующим образом: "существует первопричина мира - Бог. Но Бога в мире не существует.". Где же он вообще находится? Из этого парадокса возникает очень странное ощущение, что каждый объект, в общем то - лишь проекционная часть от чего то большего.

Ополчение идущее в метель (февраль 2020)
Ополчение идущее в метель (февраль 2020)

Одна из причин моих фотографий находится в сфере самопознания. Фотографии, как и любой другой творческий процесс, исходят из бессознательного, бессознательное, вероятно, находится в области тех самых нуменов, но очень вероятно что оно тоже смотрит на них с иного угла также, а не присутствует с ними. Бессознательная реакция на что либо в виде нажатия на кнопку, оставляет после себя фотографии, которые вследствии времени копятся, и позволяют среди их обнаружить самого себя наиболее наглядно. Если обратится к трудам Юнга, то это будет похоже на описание его "встречи с собственной тенью"

Озаерние тьмы (декабрь 2019)
Озаерние тьмы (декабрь 2019)

В этом отношении я особенно серъезно выделяю уличную фотографию по одной простой причине: отчасти не имеет отношение то что происходит - важно то что тот кто это зарегестрировал находился в этом "сплетении" событий.

Т.е. его бессознательное сработало на некоторую общность феноменов находящихся в какой то гармонической связи и нашедшей их очевидной.

Сова Зюзя на фортепиано 19-го века (июль 2019)
Сова Зюзя на фортепиано 19-го века (июль 2019)

Обратите внимание, что очень многим известным фотографиям присуща вполне себе "сквозь строки" ощущающаяся музыкальность мгновения. В действительности, если подключить осциллограф к музыкальному центру, то вы увидите набор частот, можете покрутить гармоники, но ни что это не будет находить в вас даже подобие музыки глазами, хотя некоторая тактируемость и будет вполне очевидной. Этот вопрос разрешается не осциллографом, а переосмыслением подхода, пусть даже несколько абсурдно: фотография - это частный случай музыки.

Еще одна причина по которой наверно стоило всем этим заниматься - находится в сфере времени. Время - очень субъективное представление о наборе движений которые происходят или должны произойти.

Собаки бегут по льду (январь 2014)
Собаки бегут по льду (январь 2014)

К слову кошка, например, не знает ни того что Земля вращается вокруг Солнца, ни закон всемирного тяготения. Она хорошо знает свое тело, а время для нее - это движение которое происходит вокруг нее или с ней же. Кошка находится в двумерном измерении и живет в нем. Представьте насколько у нее коварный и чудесный мир. О кошке мы еще отдельно поговорим потом, там есть много что ей нам поведать.

Если отодвинуть идею времени как таковую и все же признать что оно родилось от желания "померить", то становится очень "непонятно". Если на секунду вам удалось это допустить, то единственное что у вас должно остаться - это прошлое.

Исчезает представление о настоящем и о будущем. Получилось? А вы попробуйте еще, но к слову, это действительно не так просто.

Андрей Саныч на пороге разрушенной казармы. Серия "Чистилище". (июнь 2016)
Андрей Саныч на пороге разрушенной казармы. Серия "Чистилище". (июнь 2016)

Нуменальный мир не имеет дат. Он живет без времени. Вопрос касательный к этому утверждению: жизнь - это прямая или круг? Для многих она останется "прочерком" на могильной доске. Но все же? Человек приходит в мир из "небытия" и в "небытие" уходит.

Парадокс трехмерности далеко не единственное с чем мы сталкиваемся и в упор не замечаем. Есть еще кое что.

Задавали ли вы себе в детстве вопрос про цвет? Что вот если шарик красный, то красный ли он на самом деле? Вот стоит дерево. Существует ли оно? Да существует. Но! Все что в нем существует для нас - это форма нашего восприятия его. Опять же мы возвращаемся к нумену и феномену. Дерево для нас все же феномен, хотя мы о нем и его корневой системе много что знаем.

Поклонный крест на горе Лобно (Псковская обл.). На снимке слева видны полосы и точки, которые проявились в ходе проявки и не имеются нигде кроме этого кадра. Серия "Чистилище" (июнь 2016)
Поклонный крест на горе Лобно (Псковская обл.). На снимке слева видны полосы и точки, которые проявились в ходе проявки и не имеются нигде кроме этого кадра. Серия "Чистилище" (июнь 2016)

Во всем этом обнаруживаются удивительные "рамки" того в чем мы привыкли находится, хотя они нам таковыми и не кажутся - воспитан один базис восприятия, в нем все и вращается. Стоит что то только поменять и мир меняется абсолютно до неузноваемости.