Найти в Дзене
Серебряный Месяц

О фигурке забавного человеко-гуся, которого почему-то называют Мемориалом Врачам

Оглавление

Намедни в славном городе Санкт-Петербурге состоялось важное событие в культурной и общественной жизни северной столицы – губернатор города с группой товарищей открыли памятник. Памятник не рядовой, а самый, что ни на есть, важный и актуальный в наше тревожное пандемийное время. Памятник врачам, погибшим от ковида-19 при выполнении своего святого врачебного долга.

Замечательно, что люди будут, проходя мимо мемориала (как называли его в своих «открывательных» речах власть предержащие), вспоминать подвиг медиков, положивших жизни в борьбе с коронавирусным врагом. Думаю, здесь никто возражать даже не будет. Дело нужное и благородное. Помнить об ушедших героях, безусловно, надо!

Смущают два обстоятельства.

Первое – какая-то суетливость и «тихушничество» со стороны властей в дате открытия.

Второе - форма монумента-мемориала, призванного помогать хранить в памяти светлый образ «людей в белых халатах», погибших на передовой борьбы с опаснейшим вирусом.

1. Борьба за ЭТО. За право первооткрытия.

Что удалось понять из сумбура приходящих из Питера сообщений? Люди, искренне восхищающиеся работой врачей и горюющие об их преждевременной гибели, создали стихийную «стену памяти», где вывешивали фото и краткую информацию об ушедших врачах-героях.

Параллельно депутаты Законодательного Собрания вышли с предложением организовать открытие памятника врачам, погибшим от ковида, и занялись решением организационных вопросов.

Команда губернатора, находясь не в лучших отношениях с инициативными депутатами, сыграла на опережение и провела открытие памятника на день раньше объявленной даты. При этом, использовались элементы, как административного ресурса, так и «возвышающего» обмана, когда вдова скульптура была приглашена на встречу, якобы "для обсуждения и согласования деталей", а оказалась непосредственно на открытии.

Группа "первооткрывателей"
Группа "первооткрывателей"
Набережная Карповки на следующий день. Второе открытие памятника
Набережная Карповки на следующий день. Второе открытие памятника

Таким образом, у памятника было два открытия – первое – губернаторское, второе – депутатское. А стихийную стену памяти готовятся убрать, если уже не убрали.

Первый вопрос повестки исчерпан. Переходим ко второму.

2. А что же, собственно, открывали?

Памятник под условным названием «Печальный ангел» выполнен по эскизу питерского мастера-кукольника Романа Шустрова, безвременно ушедшего в прошлом году от все того же ковида.

Мемориал (!) памяти врачей, погибших от ковида, получил название "Печальный ангел"
Мемориал (!) памяти врачей, погибших от ковида, получил название "Печальный ангел"

Жители и гости Питера знакомы с творчеством талантливого питерского художника Р.Шустрова по многочисленным кукольным работам из папье-маше и милой маленькой фигурке старичка (старушки) с раскрытой книжкой под зонтиком. Бронзовый старичок (-ушка) примостился на скамеечке в Измайловском саду, получив название «Петербургский ангел» и, в целом, позитивно воспринимается петербуржцами.

"Петербургский  ангел" примостился на скамейке в Измайловском парке
"Петербургский ангел" примостился на скамейке в Измайловском парке

Как получилось, что одна из многих кукол художника-кукольника была призвана на высокий пост памятника (или даже "мемориала" погибшим врачам) мне в достоверности не известно. Некоторые люди пишут, что была некоторая кампания по узнаванию общественного мнения, но фигурка там, в качестве проектного эскиза, была другая.

Куклы работы Романа Шустрова
Куклы работы Романа Шустрова

Сейчас мы вряд ли с этим разберемся, но суть в другом. Все официальные наблюдатели и открыватели сего шедевра (СМИ, освещающие это событие, тоже) в восторге от самой скульптуры. Частные же форумы и блоги полнятся возмущением и «ругачими» комментариями. Получается, как в той сказке про "Новое Платье Короля", когда все вокруг восхищались одеянием монарха (которого и не было вовсе), и только маленький мальчик позволил заметить «А король-то - голый!»

Голый король - в профиль
Голый король - в профиль
"Печальный ангел" в профиль
"Печальный ангел" в профиль

Мне кажется, что эта скульптура (возможно, оригинальная по замыслу и необычная по исполнению) вполне могла бы занять достойное место в ряду авторских кукол художника. Но, зачем эту куклу называть памятником героям-врачам – не совсем понятно. Точнее, совсем не понятно.

Представляю, как бы решили эту задачу великие русские скульпторы Александр Опекушин, или Вячеслав Клыков, или Марк Антокольский! Уверен, что было бы и красиво, и достойно, и высокодуховно. Памятник ведь от слова "память", не так ли?

Памятник Архимандриту Ипполиту работы В.Клыкова. (Голуби из бронзы)
Памятник Архимандриту Ипполиту работы В.Клыкова. (Голуби из бронзы)

Памятник на набережной Карповки. (Голубь настоящий)
Памятник на набережной Карповки. (Голубь настоящий)

А в данной композиции запоминается лишь огромный непропорциональный гоголевский нос персонажа (неужели, врача?!) и кольчужка, которая, вероятно, изображает медицинский халат. Крылья пробивающиеся сквозь халат-кольчужку, вероятно, подводят к названию композиции. Что это все-таки ангел, а не демон кто-то другой.

Впрочем, опыты с крыльями, мы не так давно видели у другого мастера лепки и литья Григория Потоцкого, который сотворил и установил в Москве такого Есенина, что без святой водицы к нему и подходить боязно.

Скульптор Григорий - точно не Победоносец. И кто-то - точно не Есенин.
Скульптор Григорий - точно не Победоносец. И кто-то - точно не Есенин.

Или это пошла волна такая – чем чуднЕе и непонятнее, тем лучше? Тогда уж воронежскую Аленку везите. Куда везти и зачем? Если в Питер – то медсестрой будет. А если в Москву, к Есенину – станет Айседорой Дункан.

И медсестрой могу, и Айседорой могу, кем хошь - могу!
И медсестрой могу, и Айседорой могу, кем хошь - могу!

Объясните людям, что автор так увидел. Это же его право? А наше право - смотреть или не смотреть.

Вот только права думать и оценивать у нас же никто не отбирал?