Разбираясь в этом вопросе вспоминаются прежде всего самые нашумевшие и самые массовые случаи гибели не одного, а целых групп туристов. Про перевал Дятлова писать не буду, все уже и так знают эту историю, последнее время она постоянно на виду.
Гибель туристов на Кольском полуострове «Чивруайская трагедия» в январе 1973 года.
В конце января 1973 года десять студентов ( 9 парней и олна девушка) авиационного института города Куйбышев (теперь Самара), закрыв сессию, отправились в лыжный турпоход на Кольский полуостров. Маршрут был выбран не самый сложный — II категории. По плану на переход отводилось меньше недели: 25 января группа вышла из посёлка Ревда, а уже 31-го должна была добраться до Кировска.
Все десять человек погибли уже на второй день пути при прохождении перевала в горах Ловозерских тундр над рекой Чивруай. Обстоятельства гибели во многом похожи с гибелью туристов на перевале Дятлова в 1959 году. По мнению специалистов трагедия произошла из-за внезапно изменившихся погодных условий: резкого похолодания и поднявшегося сильнейшего ветра, от которого на плато негде было укрыться. Из-за ветра туристы не смогли поставить палатку. Столбик термометра тогда опустился до -28 °С. Внезапно поднялся мощнейший ветер, порывы которого достигали 50 м/с (это 150 км/ч). Идти под таким ветром было невозможно, и ребята могли быстро выбиться из сил.
Официальная версия смерти – переохлаждение. Ниже ссылка на подробности той трагедии.
https://www.kp.ru/daily/27049/4115430/
Гибель группы туристов под руководством Людмилы Коровиной в августе 1993 года. Прибайкалье
Эта трагедия так и остаётся непонятной. Что именно случилось с группой в том роковом походе до сих пор до конца не ясно. Погибло шестеро опытных туристов, одной девушке удалось выжить.
2 августа 1993 года группа Коровиной направилась на самую высокую гору хребта Хамар-Дабан — Ханулу (2371 метр). Им предстояло пройти 70 километров. В любое время года на этом несложном маршруте было много туристов. Тот день не был исключением, одновременно неподалёку совершали восхождение ещё три группы, в том числе и та, в которой шла дочь Коровиной Наталья. Они с матерью рассчитывали встретиться на озере Патовом.
Далее описание случившегося из объяснений выжевшей туристки Валентины Уточенко:
4 августа они добрались до перевала Крутой, приготовили еду на примусе. Пошли к горе Тритранс, где когда-то работал ретранслятор, и поставили палатки. В 10 утра 5 августа в её палатку пришёл Крысин и пожаловался, что их палатка намокла и им очень холодно. К тому моменту на хребет Хамар-Дабан пришёл монгольский циклон, принёсший дождь и снег. Видимость была нулевая. Коровина приказала собрать вещи и начинать спуск.
Но через несколько метров Крысин упал. Поднялся и упал снова. И так несколько раз. Руководитель группы осталась возле него, остальные продолжили спускаться, но потом разбежались во все стороны. Когда по просьбе Коровиной Валентина поднялась к ней, Крысин лежал на земле с открытыми глазами. По словам Коровиной, пульса у него не было. Она попросила Валю отвести впечатлительную Вику, оказавшуюся рядом, вниз к остальным. С трудом (Вика кусалась) Валентина оттащила её вниз и увидела страшную картину. Таня билась головой о камни, а Денис спрятался в спальник. Когда девушка вернулась к Коровиной, та была уже мертва. Она попыталась спасти остальных, но они уже не дышали.
Тогда Валя стала спускаться. Добравшись до деревьев, она забралась в спальник и уснула. Утром снова поднялась наверх и убедилась, что все шестеро умерли.
Валентина забрала карту, спальник и еду, смогла спуститься к реке, где её нашли туристы из Киева, сплавлявшиеся по реке на катамаранах.
Официальная версия смерти группы – переохлаждение. Ниже ссылка на источник и подробности.
https://salik.biz/articles/68846-taina-gibeli-gruppy-korovinoi-na-perevale-hamar-daban.html
Переходим к третьей трагедии, самой жестокой и самой массовой.
Гибель туристов на 30-м Всесоюзном маршруте в в сентябре 1975 года, Адыгея – Краснодарский край.
Из 53 человек, входивших в состав 93-й группы, погиб 21. Парни и девушки, мужчины и женщины в возрасте от 18 до 48 лет.
9 сентября 1975 года 93-я группа, состоящая из 53 человек, и разбитая на две подгруппы, вышла с турбазы «Кавказ» в направлении приюта «Тепляк». Тут нужно сказать, что в 1975 году маршрут «тридцатки» был несколько скорректирован по инициативе директора турбазы «Кавказ». Ранее он не шел через приют «Тепляк». Изменение не было кардинальным, да и не сказать, что новый участок был сложным, но всех положенных обозначений на нем не было. Тем не менее, первый день похода прошел нормально. Вечером у костра состоялся праздничный ужин, за которым последовали различные игры и развлечения. Строго говоря, это было нарушением режима, но инструктора смотрели на все это сквозь пальцы — в конце концов, люди приехали отдыхать, да и вреда от подобных вольностей нет. Но из-за позднего отбоя группа и проснулась 10 сентября поздно. Пока позавтракали и собрались, было упущено более двух часов. И это станет еще одним роковым фактором.
Погода испортилась, начался моросящий дождь, а вслед за этим началось быстрое понижение температуры. У туристов в рюкзаках были теплые вещи, так что ничего фатального в этом не было. Но если бы инструктора группы были поопытнее, они бы уже в этот момент развернули своих подопечных назад, к «Тепляку». Урагану в этих местах предшествует запах снега, и этим запахом вскоре было пропитано все вокруг. 93-я группа продолжала идти вперед. Когда дождь превратился в снег, а затем и в настояшую метель, туристы оказались в так называемой альпийской зоне на склоне горы Гузерипль. Метель на открытом пространстве стала быстро заметать тропу, видимость сократилась до минимума.
И тут неопытные инструкторы Сафонов и Ковалева по неопытности допустили ошибку. На глаза у туристов они стали обсуждать, что делать — то ли продолжать пробиваться к приюту «Фишт», то ли отходить назад к «Тепляку».
Неуверенность инструкторов зародила панику в группе. Начались споры, а затем инициативу взяли несколько парней, которые были физически подготовлены лучше других. Они самостоятельно двинулись к лесу, расположенному в нескольких сотнях метров, намереваясь укрыться от непогоды там.
Подготовленные ребята, которые и спровоцировали раскол группы, добрались до леса, развели костер, открыли тушенку, поели и спокойно переждали непогоду. Помогать тем, кто пошел за ними, они не стали, руководствуясь принципом «каждый сам за себя». А из бушующей метели еще какое-то время раздавались крики о помощи, которые постепенно затихали.
В списке погибших две Дины — 25-летняя Дина Лемперт из Кременчуга и 26-летняя Дина Наймон из Киева. Одна из них погибла в той самой Могильной балке. Обессиленная, она умоляла других туристов помочь ей, не бросать, говорила, что у нее маленькие дети. Никто не сжалился над несчастной, все боролись за свои жизни.
Перед судом за ЧП предстали чиновники и руководители турбаз, но не те, кто погубил других, спасая себя. С точки зрения закона, все верно: статья «Оставление в опасности» предполагает наказание лишь тогда, когда гражданин бросает кого-то в условиях, когда его собственной жизни ничего не грозит. В данном случае страх за собственную шкуру стал поводом для снятия любых обвинений.
В фильме 1981 года «Штормовое предупреждение», основанном на трагедии, авторы решили смягчить ситуацию — гибнут только два человека, а ожесточение в условиях борьбы за выживание не выглядит так чудовищно, как это было в действительности. Но горы помнят правду.
Ссылка ниже.
Так почему гибнут туристы в походе? (продолжение здесь)