Автозавод УРАЛ завершил прошлый год внушительными цифрами роста продаж на российском рынке: +30%. Весомо? Безусловно. Вот только ассоциируется продукция данного предприятия в основном с военными и силовиками. Так стоит ли радоваться, что «Уралы» стали продаваться лучше? Может, лучше расстроиться, ведь и армия, и полиция – бюджетные «организации».
На самом деле, не все так просто. «Уралы» неплохо расходятся на Севере. Да и в других районах, где нужен «суровый» вездеход, в первую очередь вспоминают про технику из Миасса. Кроме того, в линейке автозавода есть и сугубо гражданская гамма. Давайте разбираться, что, куда и зачем… Тем более, благодаря официальным страницам самого УРАЛа и Уральского Завода Спецтехники иллюстративный ряд можно подобрать очень хороший.
Начну с того, что в 2020 году УРАЛ изготовил порядка 8300 грузовиков – это на 500 больше, чем в 2019-м. Предвижу вопрос: «Да как так-то? Ты же сам писал, что по статистике в России продана 3581 машина. Откуда еще почти 5000 взялось?!» Отвечаю: ключевые слова здесь «продано» и «в России».
Все, что пошло на экспорт, а также выпущено, но осталось на складах, в подсчеты, о которых шла речь, не включено. Хотя только на Кубу, где было открыто сборочное производство, отправлено 420 автомобилей, что составляет около трети всех экспортных поставок.
Не попадает в общедоступные отчеты и техника, поставляемая в вооруженные силы, МВД и тому подобные структуры. В лучшем случае, такой продукцией захочет похвалиться изготовитель надстроек, но чаще всего подобная техника расходится на места своей постоянной дислокации без особого шума. Тут даже гадать бессмысленно, какие модели и в каких количествах были закуплены.
Впрочем, ситуация с теми моделями, которые все же попали в отчеты, не лучше. Самая продаваемая модель в настоящий момент – Урал-4320. Их было реализовано 3402 штуки. Только проблема в том, что по факту под данной маркировкой продается и «классика», и Урал NEXT, и даже «бескапотники». Что из них реально пользуется большим спросом, остается только догадываться.
Более конкретно можно говорить о моделях, которые имеют иные индексы, чем всеохватывающий «4320». Так, тяжелых бескапотников Урал-6370 был куплено 78 штук. В зависимости от комплектации их используют и при создании пожарных машин, и для самосвалов, и под установку различных бочек.
Кроме того, точно были подсчитаны дорожные Урал NEXT (6х4) – 64 штуки, и четырехосники Урал-5323 (8х8) – 37 штук. А ведь в линейке есть и другие модели. Например, «гражданские» шасси Урал-5557, на которые кузовостроители активно ставят свои надстройки.
Не стоит забывать, что УРАЛ по-прежнему выпускает и седельные тягачи. Причем как в капотном, так и в бескапотном исполнении. И машины эти также пользуются спросом, хоть и не таким большим, как шасси.
Кстати, бодибилдеры активно восполняют заводской пробел со спальным отсеком. Варианты получаются весьма достойные.
Теперь перейдем к планам на будущее.
В первую очередь стоит упомянуть самое тяжелое шасси в заводской линейке – Урал-9593. Рассчитанное на полную массу в 44 тонны, оно способно перевозить на себе оборудование весом до 30 тонн. Модель была презентована еще в 2017 году, но ее серийное производство организовано только в конце прошлого года. Первая «серия» была представлена всего 7 автомобилями, отданными под установку 50-тонных кранов «Челябинец».
Предполагается, что в 2021 году спрос на эту модель обеспечит нефтегазовый комплекс.
Дальнейшим развитием бескапотной линейки станет дорожное семейство «Урал С35510». Сам автомобиль был показан еще осенью прошлого года, а в серийное производство грузовик пойдет уже весной.
Интересно, что от спорного вида оформления фронтальной части в итоге отказались. Облицовка приняла более скромные обводы.
Еще одно направление – производство газомоторной техники. Наряду с привычными уже машинами на сжатом природном газе (метан), появились и версии на сжиженном метане. В прошлом году было выпущено 100 автомобилей с двигателями на газовом топливе. В первые месяцы текущего года спрос на такие машины вырос уже на 15%.
В развитие производства в прошлом году УРАЛ вложил 1 млрд. рублей. Это немало. Однако по плану в 2021-м на эти же нужды будет выделено… 2 миллиарда. Похоже, новый собственник верит в потенциал приобретенного автозавода.
А еще в этом году будет запущено сборочное производство в Ташкенте. В конце 2020-го туда было отправлено 20 машинокомплектов. Также интерес к сборке «Уралов» проявили и в Казахстане на предприятии в Туркестанской области.
В целом же на 2021 год заводчане скромно наметили всего 3% роста производства. Однако через пять лет они хотят выпускать уже около 14 000 единиц техники, а это чуть ли не 50% прыжок вверх.
Верить ли?..