О том почему подростки перестают быть "почемучками".
У детей дошкольников и младших классов богатый запас самых неожиданных вопросов. Довольно часто они ставят взрослых в тупик. Если не сложен сам вопрос, крайне затруднение вызывает поиск формы преподнесения ответа. Так появляются "аисты", "капуста", "волшебные гномы." Ответы на вопросы: "Почему звезды не падают? Где ноги у луны, который ходит по небу?" - попадают в разряд "подрастешь - узнаешь". Быть "почемучкой" это хорошо или плохо? Очень хорошо! Вопросы - признак развивающей личности. Ответ на каждый вопрос делает мир понятнее, ближе для маленького человека. Они познают жизнь. Не отмахивайтесь от них, не давайте детям почувствовать, что вы устали.
Рамки, формирующего чувственного познания, тесны для начинающего "исследователя". Сложные вопросы - первые всходы новой ступени мыслительной деятельности. Мы должны наложить запрет для себя на слова: "надоел", хватит", "потом"... . Не отчаивайтесь, ведь период "почемучек" совсем короткий от 2 до 10 лет. Мы почувствуем его конец в "охлаждении" к учебе, начиная с 5-6 класса, изменении отношении к родителям, сверстникам. Связывать их только с усложнением учебного материала, необходимостью адаптации к учителям - значит получит не полную картину. Процесс "притирки" завершается за месяц - два учебного года.
Всему виной растущее "Я". Он требует от подростка безусловного подчинения всей его деятельности. Главенствует забота о самоутверждении. Она влияет на поведение, на учебу, на отношения с другими. Подростка подгоняет страх, в котором он боится признать и самому себе. Он боится быть слабым, смешным, непризнанным. Как никогда ему нужна помощь родителей в первую очередь. Понимание, чуткое отношение их способны минимизировать все трудности переходного периода. Именно в это время исчезает из головы детей "?." Всесильное "Я" становится его заменителем. Больше нет "почемучек," дети не будут "мучить" нас вопросами. Чем его заменить? Созданием обучающей атмосферы вокруг детей, систематической помощью в учебе, поощрением проявления творчества. Мы обязаны научить детей видеть перспективу жизни. И тогда "Я ",заменяющее ? будет потеснено осознанной потребностью знании.
Вы видите другие пути удержания интереса к познанию в ребенке? Пишите, мы с благодарностью ими воспользуемся.