Найти в Дзене
Александр Чернышев

Мужчина в школе

В Зерновской школе через 12 лет моего дирекствования в коллективе стало 40% мужчин. В 1975 г., когда я стал работать в Зерновской школе директором, в педагогическом коллективе вместе со мной было только трое мужчин: я, учитель физкультуры Нечаев В.А. и военрук Карих Владимир Львович. Это, примерно, 12% от всего педагогического коллектива. В 1975 г., когда я покидал школу, количество мужчин достигло 40%.

Почему я поставил перед собой задачу, достичь такого состояния в соотношении мужчин и женщин в школе, чтобы оно соответствовало ровно половине педагогического коллектива. При принятии такой задачи я руководствовался следующим:

*Читая книги, смотря кинофильмы о российской школе до революции, я заметил, что коллективы в основном были мужские, а среди женщин, как правило, были те, кто не имел семьи. А если и была семья, то в ней было мало детей. В то время профессия учителя была очень престижной, требовала высокого уровня подготовки, была хорошо оплачиваемой, поэтому мужчины с удовольствием шли в учителя, так как они могли позволить полностью отдаться своей работе, получая достаточно денег, чтобы обеспечить устойчивое благополучие в семье и быть к тому же очень уважаемым человеком в обществе. Женщине труднее было выдержать конкуренцию с мужчинами, для этого ей приходилось жертвовать семьёй, чтобы достичь высокого профессионализма и получить общественное признание. Поэтому в школе в основном был уклон на мужское воспитание, и ребята выходили из школы с устойчивым духовным мировоззрением.

*Изучая качество советской школы, я заметил, что с годами в школах становилось все меньше мужчин. Появились школы, в которых педагогические коллективы были в основном женские. Стало понятно, что уход мужчин из образовательного пространства и превращение профессии учителя в женскую профессию произошёл не сразу и не стихийно, а было это связано с определёнными идеологическими изменениями в обществе и в государстве. Кстати, показателем этой тенденции было и то, что во время обучения в Черемховском педагогическом училище с 1962 по 1966 гг. на 4-х курсах обучалось не более 5-7 юношей, при том, что девушек было около 400 человек.

Изменение приоритета образование в обществе на деле, а не на словах (в словах представителей власти профессия учителя и сегодня представляется как одна из самых нужных и востребованных профессий в обществе) произошло по причине того, что в стране после революции 1917 г. установился тоталитарный режим власти. Для тех, кто стал во главе государства, нужны были бездуховные, аполитичные винтики. Поэтому в школах были введены такие программы, которые давали знания те, которые в будущем будут востребованы при получении конкретных профессий, связанных с материальным производством, и обслуживанием людей. Знания духовные, политические, экономические, те знания, которые позволяли гуманизировать человека и общество были убраны. Человек зомбировался на идеологическую программу, которая запускалась властью в сознание всех россиян. Важно было доверять власти, которая всё знает, которая никогда не ошибается, и, не раздумывая всё выполнять, что предлагает советская власть. А жестокая расправа со всяким инакомыслием привела к тому, что на выходе из школы выходил продукт, который абсолютно устраивал власть. Для того чтобы иметь такой продукт нужно было сделать всё, чтобы из сферы образования ушли профессионалы, которые работали в школе с мыслью, что те ценности, которые они несли в школу, уже властью и обществом не востребованы. Так постепенно произошла девальвация учителя. И на смену сильным духовным личностям пришли слабые люди, которые готовы были выполнять заказ системы. А отсюда произошло и понижение зарплаты. Мужчина не мог уже на свою зарплату обеспечивать достойный материальный уровень в семье, он уходил из профессии и шёл туда, где мог получать более высокую зарплату.

Массовый уход мужчин из советской школы привёл к тому, что система воспитания в школе стала однобокой, с женским уклоном. Во многих школах стремительно ухудшалась дисциплина, началась криминализация части учеников. В таких школах учителя, которые обладали чувством собственного достоинства, уходили, так как подвергались насилию и унижению не только со стороны руководства школ, но и со стороны учащихся. Всё это основательно расшатывала фундамент образования: кадры учителей, которые были бы способны выдавать хороший продукт: более или менее образованных и воспитанных выпускников покидали школу.

Примером, который является подтверждаем моей мысли, является и тот факт, что меня послали работать директором школы именно в школу, которая катилась по наклонной и теряла облик школы, в которой можно было бы получить достойное образование и воспитание. Об этом говорит следующее: почти каждый год в Зерновской школе меняли директора школы, перед моим приходом поменяли пять директоров школ. С началом работы я обнаружил, что в школе было три алкоголика. Попытка моя начать организовывать работу в школе по правилам привела к тому, что агрессию это вызвало не только в учительской среде, но и в среде родителей. Мне родители прямо говорили на родительских собраниях и при личных встречах, чтобы я убирался отсюда. Называли меня революционером. И даже однажды пришла письменная анонимная угроза, в которой просили меня побыстрее убраться, иначе меня сожгут. Я понимал, что неприятие нормального порядка в школе есть глубокое заблуждение многих людей, которые меня окружали. И мне просто необходимо набраться терпения и иметь надежду на то, что я смогу убедить окружающее сообщество в том, что всё, что я стал делать, станем благом для них и их детей.

*К 27 годам я уже понимал, что мышление и отношение к жизни у мужчины и женщины происходит по-разному. Примером гармоничного воспитания детей является очень маленький коллектив, который называется – семья. Что только в семье, которая основана на большой любви друг к другу и на высоких духовных потребностях вырастает по-настоящему духовная личность, которая будет всё жизнь чувствовать величайшую ответственность за всё, что вокруг его происходит, и за всё, что он делает. Поэтому вот этот баланс мужского и женского должен присутствовать во всех коллективах, в том числе и школе. Только в этом случае, когда будет выверенное влияние мужского и женского на учеников в школе можно будет воспитать гармоничного человека.

*Большая проблема возникает в школе с кадрами, когда женский коллектив. Практически все женщины планируют стать матерями. Поэтому рождение ребёнка, которое приносит радость женщине как матери, приводит к тому, что для качества образования в школе это приносит определённое снижение. Отсидев положенное время до родов и после родов, женщина должна очень много времени уделять уходу за ребёнком, поэтому до определённого времени у неё бывают и бессонные ночи, и болезни ребёнка, а это нахождение на больничном. Может сложиться патовая ситуация. Когда и учитель в школе есть, но её нет за рабочим столом. Она чуть не ежегодно в течение 10-15 лет рожает детей, очень часто бывает на больничном и со своими болезнями, и с болезнями детей. На работу нельзя принять нового учителя на постоянную работу. А если школа в селе, где по предмету только один учитель. То считай, что по определённому предмету будут низкий уровень знаний, или данный предмет вообще не будет вестись. С мужчинами намного проще. Они постоянно на работе. Поэтому знания по предмету будут всецело зависеть только от профессионализма и добросовестности учителя.

*Здесь уместно будет привести ещё один довод в пользу равного представительства мужчин и женщин в педагогическом коллективе, это вопросы детей, которые они мне задавали и задают по поводу того, что в школе у меня приёмы, которые я использую в работе, существенно отличаются от приёмов, которые использую учителя женщины. Они считают, что в подходе женщин больше к ним любви, прощения, понимая. На что я почти всегда отвечаю так. Начинаю с того, что сразу же задаю встречный вопрос: а скажите дома у вас папа и мама одинаково ведут себя по отношению к вам, особенно тогда, когда вы совершили какую-то провинность. Учащиеся очень эмоционально говорят о том, что папа почти всегда очень требователен, не проявляет понимания, и порою в наказаниях бывает так строг, что может применить и физическое наказание. Ну, а мама, она почти всегда пытается спорить с папой, просит его быть не таким строгим по отношению к ним. Конечно, мама и добрее, и понятливее. На что я, далее говорю, что то, что они наблюдают в своим семьях, это естественное явление. Так исторически повелось, что мужчины должны быть ответственными, уметь справляться с проблемами, быть мужественными, справедливыми. А женщина от природы наделена слабостью, она всегда нуждается в том, чтобы кто-то её защищал, любил, обращал внимание на неё, прощал её слабости. И вот когда в такой семье папа и мама сполна исполняют свой долг духовно и гармонично, то тогда в таких семьях и вырастают будущие настоящие мужчины и женщины. В школе должно происходить тоже самое, что и в семье. Мужчина учитель – это строгий папа в семье, а учитель женщина – это добрая мама в семье. Данное объяснение очень доходчиво и после этого у учащихся больше не возникает ко мне вопросов по поводу того, что у меня подход к учащимся отличается от подхода учителя, который является женщиной.

Все вот эти размышления подвигли к тому, что все 12 лет работы директором я максимально искал любую возможность, чтобы в школе стало больше мужчин. Думаю, что если бы судьба моя сложилась так, что существующая власть дала бы мне возможность продолжать работать дальше директором школы, то я бы достиг паритетного наличия в педагогическом коллективе среди учителей мужчин и женщин.

Чернышёв А.К.

с. Зерновое