(3 ноября 2016 г.)
С группой учителей школы выехал в посёлок Михайловка. В двух школах посёлка Михайловка состоялись секции по предметам. Я участвовал в секции учителей истории и обществоведения. Заседание нашей секции проходило в школе №3. В ходе работы секции выступил с размышлениями по поводу сдачи учащимися 11 класса ЕГЭ и учащимися 9 класса ОГЭ.
Примерное содержание моего выступления:
*Общеизвестно, это показала практика, что для того, чтобы успешно сдать экзамен по обществознанию, необходимо дополнительно заниматься с репетитором. В городах услугами репетиторов пользуется более половины выпускников. В связи с тем, что потребность в репетиторстве большая, то и цена на рынке услуг данного направления высока и не под силу даже многим выпускникам городских школ.
Выходит, что уровень сложности изучаемого материала, и количество часов по предмету не соответствуют тому, чтобы выпускник был подготовлен к сдаче экзамена без репетиторства.
*Приоритеты учащегося 11 класса при распределении своего времени на подготовку предметов, по которым он будет сдавать экзамены. Так как русский язык и математика являются предметами не только обязательными для сдачи, но и от их сдачи зависит выдача документа об окончании школы, то все усилия он направляет на то, чтобы сдать экзамены по этим предметам. А так, как программа 11 класса чрезмерно перегружена, а силы ученика ограничены его природными возможностями, то на предмет обществознание, который учащиеся выбирают по выбору, уже не остаётся времени достаточного, чтобы успешно приготовиться к экзамену.
Данный вывод обосную следующим наблюдением из своей практики. В начале учебного года вместе с учащимися 11 класса определили время для проведения консультации по обществознанию. Время определили в субботу в 13.30. Но до сих пор не провели ни одной консультации по причине того, что учащиеся считают, что у них нет возможности посещать консультацию по причине того, что у них очень много работы по подготовке к сдаче экзамена по русскому языку и математике.
*Сложность с усвоением теоретического материала связано и с тем, что в обществе отсутствуют системные и глубокие знания об общественном устройстве, государстве, формирование в человеке мировоззрения основанного да духовных и нравственных ценностях. И если знания по математике и русскому языку присутствуют в народе на генном уровне и эти знания легко активизируются в ходе процесса обучения, в котором находится учащийся в школе. Отсюда в обществе, и в органах образования слишком неадекватные ожидания на уровень знаний по обществознанию, исходя из того процесса обучения, в пространстве которого формируются обществоведческие знания.
*Серьёзной проблемой для организации учебного процесса является и то, что школы перешли на пятидневную неделю. Объясняю. В 5 дней в школе втиснута не только учебная программа, которая проходит в 11 классе, но и вся внеклассная работа. К тому же учащиеся должны дома готовить домашнее задание к 7-8 урокам на следующий день. А кроме этого, мы живём в сельской местности, у каждого дома есть семейные обязанности по ведению домашнего хозяйства. А затем наступают два свободных дня. Очень мало учащихся, которые в школе к своему выпуску сформировались как зрелая личность, а значит у большинства выпускников отсутствует умение управлять своим временем и выстраивать приоритеты. Значит в свободном режиме планирования своей деятельности в эти 2 дня нет гарантии, что коэффициент полезности будет высоким.
Кроме всего прочего за эти два дня ослабевает энергия ритма эффективности начала нового периода пятидневки. Поэтому вхождение в понедельник происходит с дополнительным психологическим напряжением. Поэтому смело можно причислять понедельник к учебному дню, который будет прожит с меньшей производительностью, чем среда.
При пятидневке значительно падает качество преподавания со стороны учителя. Связано это с тем, что для того, чтобы иметь приемлемую зарплату, учителя берут нагрузку в 2 ставки и более, поэтому у некоторых учителей при пятидневке 6 уроков и более. Это понятно любому человеку, который знаком с технологией работы учителя, что немыслимо провести качественный урок. А ещё с каждым годом увеличивается на учителя пресс бумаготворчества, которое отнимает то же время от того, чтобы качественно провести урок
Раньше в школе была шестидневка и общая нагрузка учебная, внеклассная распределялась на 6 дней, что уменьшала нагрузку на учащегося на приемлемый уровень, который не доставлял учащемуся страданий.
Считаю, что все разговоры о каких-то плюсах пятидневки носят поверхностный характер. Говорить о реальных плюсах можно лишь по прошествии продолжительного времени.
*Считаю, что необходимо в сложившихся условиях, учащимся 9 и 11 классов освободить от многих общешкольных мероприятий. Необходимо планировать особый режим участия во внеклассной работе.
*Но в связи с тем, что на этот период приходится самый высокий пик напряжения моральных, психологических и физических сил, не в коей мере не стоит уменьшать время на занятия физическими упражнениями.
Чернышёв А.К.
с. Зерновое
3 ноября 2016 г.