В 2020 году было напечатано на 83,7 млн. меньше экземпляров книг и брошюр, чем годом ранее, отмечает Российская книжная палата.
Падение выпуска книг по отношению к 2019 году связывают с локдауном, сообщает РБК.
Издательства заявляют, что уменьшение потока людей в книжные магазины в период самоизоляции вынудило их сократить темп печати.
Потери понесли все сегменты печатной продукции. Книги, брошюры для детей и юношества, литературно-художественные, научные издания. Сильнее всего сократилось количество учебных и религиозных материалов. Число первых уменьшилось почти на 35 %, количество вторых на 19 %.
Во всем ли виноват COVID-19?
Сложно согласится с тем, что в этом виноват только коронавирус. Безусловно, эпидемия повлияла на все сферы жизни нашего общества. Некоторые даже возразят, скажут, что жизнь каждого человека бесповоротно изменилась.
Но выпуск книг и брошюр сокращается ещё c 2017 года.
Ниже я приведу официальную статистику организации, о которой было сказано выше. Российской книжной палаты.
Столбец с названием "Число книг и брошюр, печ.ед." содержит число выпущенных книг, томов, журналов, брошюр. Столбец с названием "Общий тираж, тыс.экз." содержит общее, совокупное число копий материала из первого столбца.
Таким образом, в 2017 году было создано 117359 книг, брошюр, журналов итд. А разошлись они числом 471459 копий по стране.
Данные этой таблицы дают нам понять, что в России с 2017 года с каждым годом создается все меньше и меньше книг. Кроме того, общий тираж печатной продукции тоже сокращается. Конечно, мы видим, что в 2019 году значение общего тиража возросли, но Covid-19 вернул ситуацию в привычный упадочный темп.
Что мы имеем в итоге?
Временное явление, вызванное коронавирусом, это одно дело. Страшнее всего то, что тенденция давно имеет постоянный характер. Помимо сокращения числа новых изданий, снижается и объем печатной продукции по всей стране.
Конечно, мы можем говорить о неактуальности бумажных носителей. Электронные книги, сайты, газеты, журналы в некотором смысле удобней. Привязываться к запаху свежей бумаги, энергетике печатного издания, его атмосфере - не рационально.
Но будем ли мы, переходя в электронное пространство, читать книги и журналы? Скорее всего отдадим предпочтение СМИ, видеороликам, мемам, упаси Господи. Какой сильной тяга к знаниям в человеке не была, соблазн "потупить" в интернете крайне велик.
Это обсуждение, пожалуй, оставим великим демагогам и философам нашего времени. А мы с вами будем надеяться, что переходя в электронное пространство люди не потеряют эту неимоверно значимую тягу к познанию неизвестного и созиданию прекрасного.