Найти в Дзене

Причины возникновения, последствия завершения и виды кризисов

С позиции синтеза теоретических подходов к группировке причин возникновения кризисов можно дать обобщённую классификационную характеристику разнообразным их видам (табл. 1 ).
Таблица 1 Классификация причин возникновения кризисов
В соответствии с первым классификационным признаком – по источнику возникновения – всё многообразие факторов можно сгруппировать исходя из принадлежности к исследуемого

С позиции синтеза теоретических подходов к группировке причин возникновения кризисов можно дать обобщённую классификационную характеристику разнообразным их видам (табл. 1 ).

Таблица 1  Классификация  причин возникновения кризисов
Таблица 1 Классификация причин возникновения кризисов

В соответствии с первым классификационным признаком – по источнику возникновения – всё многообразие факторов можно сгруппировать исходя из принадлежности к исследуемого кризиса на внешние и внутрирегиональные.

Выделение глобальных кризисов обусловлено прогрессирующей глобализацией, которая стала одним из ключевых процессов развития мировой экономики в ХХI веке, определяя новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.

Обобщение изысканий отечественных учёных позволило выявить следующие основные национальные кризисы: уровень инфляции, государственная политика (функционирование специальных режимов экономического благоприятствования, законодательная база), налогообложение, кредитно-денежная политика, таможенная политика, использование административных возможностей для получения выгоды, стабильность валютного рынка, стоимости финансовых ресурсов и др.

К основным причинам внутрирегиональным кризисам можно отнести: экономико-географическое положение региона; наличие и качество природных ресурсов; уровень развития экономики региона в целом и находящихся на его территории хозяйствующих субъектов; наличие и качество трудовых ресурсов; уровень развития инфраструктуры (транспортной, топливно-энергетической, телекоммуникационной, рыночной); региональная политика; потенциальные рынки сбыта продукции; уровень политической стабильности в регионе; политика и авторитетность, Законодательного собрания области; криминогенная обстановка и другое.

Необходимо отметить, что многие внешние и внутренние кризисы тесно связаны между собой и порождают взаимопроникающие движущие силы.

Дифференциация причин кризиса по признаку зависимости от деятельности людей необходима для правильной оценки состояния и тенденций формирования антикризисного управления. По этому признаку кризисы подразделяются на объективные, которые не зависят от воли и желания людей (реальное экономико-географическое положение, природно-климатические условия, наличие сырьевых ресурсов, выход к морю и т.д.), и субъективные, связанные с деятельностью людей, прежде всего, с собственно деятельностью региональных и муниципальных властей, их политикой.

По признаку направленности воздействия причин кризиса целесообразно разделить на благоприятные, способствующие улучшению, и неблагоприятные, ухудшающие положение. Подобное разделение важно при анализе и прогнозе, так как позволяет лучше ориентироваться в кризисе при принятии антикризисного управления.

Группировка факторов по длительности воздействия является важной характеристикой для прогнозирования кризиса с учётом временных горизонтов управления. По этому признаку можно разделить на три группы: долговременные, определяющие длительные тенденции (более двух лет); среднесрочные (1-2 года), кратковременного действия (до одного года).

Для объективной оценки, прогнозирования и управления кризиса необходимо учитывать причины в зависимости от сферы формирования, выделяя при этом институциональные, экономические, политические, финансовые, социальные и социокультурные, организационно-правовые, инновационные, экологические и другие группы кризисов, представляющих интерес для антикризисного управляющего.

Институциональные причины определяют возможность обеспечить координацию программ. Они реализуются органами государственного управления, ответственными за политику, объединениями предпринимателей, региональными системами.

Среди экономических причин на кризис прежде всего влияют: общее состояние экономики (подъём, спад, стагнация); позиционирование экономического положения в составе субъектов РФ; положение в валютной, финансовой и кредитной системах страны и региона; таможенный режим и режим использования рабочей силы; ресурсное обеспечение региона, которое выступает важнейшим лимитирующим фактором; развитость инфраструктуры; научно-техническое развитие и др.

Финансовые причины кризиса отражают положение в валютной, финансовой и кредитной системах страны и региона; доступность финансовых средств из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита, доля убыточных хозяйствующих субъектов на территории страны, состояние бюджета и другое.

Социальные и социокультурные причины кризиса характеризуют уровень жизни населения, включая денежные доходы; потребление продуктов питания, жилищные условия; систему обязательного социального страхования; здравоохранение; культуру; демографические показатели; правонарушения; преобладающее в общественном сознании отношение к частной собственности; степень идеологической сплоченности общества и наличие консенсуса по основным вопросам экономического и социального развития страны, организованность рабочего класса, сила профсоюзного движения и другое.

Политические причины кризисы предполагают характеристику взаимоотношений Федерального центра и региональных властей; степень доверия населения к региональной власти; уровень социальной стабильности, межнациональные и межконфессиональные отношения.

Большое значение имеют организационно-правовые причины кризиса, поскольку принципиально важным  становится соблюдение законодательства, снижение уровня бюрократизма, доступность информации, улучшение условий перемещения капитала, товаров, рабочей силы, формирование нового уровня деловой этики предпринимателей, число федеральных и региональных целевых программ.

Экологические причины кризиса определяют экологическую безопасность жизнедеятельности и жёсткость экологического законодательства страны, уровень санкций за загрязнение окружающей среды при ведении бизнеса.

Инвестиционные причины кризиса во многом определяется инновационной составляющей, которая предполагает активное использование нововведений, поскольку привлечение инновационных технологий в объект исследования создает долгосрочные причины экономического  развития.

Немалое значение в теории и практике управления кризиса имеет деление причин на прогнозируемые (предсказуемые) и непрогнозируемые (непредсказуемые). Если предсказуемые кризисы можно предвидеть и учесть (методы регулирования, направления научно-технического прогресса, многие внутрирегиональные кризисы), то непрогнозируемые кризисы не могут быть предвидены и уточнены заранее (стихийные бедствия, политические конфликты, отдельные мероприятия федеральных и региональных властей).

В процессе управления кризисом большое значение имеет возможность воздействия на причины, управления ими, что предопределяет деление множества кризисов по признаку управляемости на управляемые и неуправляемые. Необходимое условие управления – предсказуемость изменения кризисов в определённых обстоятельствах. Однако это условие недостаточно, так как не на все предсказуемые кризисы можно воздействовать.

К управляемым причинным кризиса можно отнести: правовое обеспечение деятельности, развитость рыночной, инженерной, информационной инфраструктур, доступность недвижимости, обеспеченность квалифицированными кадрами, административные факторы и другое.

По способу выражения кризиса, по которому оценивается антикризисное управление, могут быть количественными и качественными.

Декомпозиция кризисов осуществляется до уровня показателей, существенного по отношению к поставленной цели ее оценки. В результате декомпозиции причин кризиса может быть получен простой элементарный результат – перечень показателей-индикаторов, который, однако, не устраняет сложность исследуемого объекта. Для этого используется классификация причин по степени детализации. Первая группа причин, прямо влияющая на формирование кризиса – это причины первого порядка. Они аккумулируют в себе влияние более многочисленных факторов второго, третьего и всех последующих порядков. В результате складывается сложная иерархическая система причин кризисов, в которой основополагающие причины завершают многоярусную «пирамиду», по мере удаления от вершины пирамиды влияние опосредуемых факторов ослабевает, а взаимосвязи между отдельными причинами последующих порядков становятся всё более сложными и разносторонними.

При этом группировка причин кризиса по признаку значимости выделена в отдельный классификационный признак, поскольку антикризисное управление является в ряде случаев субъективной оценкой (темпы промышленного производства, обеспеченность автодорогами с твердым покрытием, уровень жизни населения, уровень преступности, уровень конфликтности трудовых отношений, отношение населения к процессам формирования рыночной экономики (измеряется на основе результатов парламентских и президентских выборов), уровень экологической загрязненности и дискомфортности климата, наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов и т.д.)

При этом в ходе осуществления процедур отбора причин кризиса учёные выработали важное методологическое положение, состоящее в том, что состав показателей для определения интегральной характеристики кризиса не остаётся неизменным, а частично меняется в зависимости от особенностей каждого этапа развития экономики.

В этой связи представляет интерес группировка причин по степени интенсивности изменений на быстро меняющиеся, умеренно меняющиеся, медленно меняющиеся и практически неизменные.

К быстро меняющимся причинам кризиса можно отнести местное законодательство, политику региональных и муниципальных органов власти, конкурентную среду.

К умеренно меняющимся причинам кризиса относится правовое обеспечение деятельности.

Медленно меняющиеся причины кризиса – это транспортная и техническая инфраструктура (наличие дорог, портов, аэропортов, газонефтепроводов, линий электропередач, средств связи, очистных сооружений); социальная (структура населения, уровень благосостояния и качество жизни, религиозные и культурно-нравственные убеждения), политическая, экологическая ситуация; интеллектуальный потенциал (квалификация рабочей силы, наличие инновационных центров) и другое.

Чтобы иметь возможность своевременно использовать меры антикризисного управления организации, необходимо различать этапы возникновения кризиса, которые можно представить цепочкой: причины – симптомы – факторы . Поэтому оценивать кризис следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.