Найти тему
Миллиард Татар

Когда в составе башкирских племен появились рода «казантатар» и «чувашбай»

Оглавление

Часть 4. Как с помощью родословных («шэджэре») вотчиники защищались от нашествия пришельцев

В Казани была переиздан фундаментальный труд по татарской диалектологии под авторством известного тюрколога Дарии Рамазановой. Ее труд под названием «Формирование татарских говоров Юго-Западного Башкортостана» вышел в 1984 году и до сих пор не устарел. «Миллиард.Татар» публикует отрывки из монографии, посвященные истории заселения Башкирии татарами.  (Часть 1 , часть 2 , часть 3 )

Инструкции башкирским старшинам

У. X. Рахматуллин, который занимался исследованием вопросов заселения Башкирии в XVIII в., указывает, что, хотя и действовал запрет продажи земли, «вотчинники широко практиковали припуск посторонних людей, а также продавали свои земли». И далее: «В 20–40-х гг. XVIII в. местная администрация издавала... всевозможные инструкции башкирским старшинам, в которых «под страхом смертной казни» запрещалось «принимать» на поселение крестьян и «гулящих людей». Однако... процесс колонизации протекал с неослабной силой: вопреки инструкциям башкиры охотно поселяли на своих землях крестьян и сопротивлялись лишь насильственным захватам вотчинных угодий». Наряду с этим, правительство, заинтересованное в укреплении своих позиций в Башкирии, поддерживало увеличение в крае податного населения. Именно с этой целью продолжалась запись сходцев в бобыльский ясак и перевод их в другие податные сословия (напр., в башкиры), велся учет этих бобылей (напр., в 1678 г.).

Во время расследования челобитных башкир о захвате пришлыми людьми их угодий «дело» обычно решалось в пользу пришлых, ибо они издавна жили на (этих землях и платили в казну определенный ясак «по вся годы беспереводно». Таким путем только в пределах вотчины Мурзакая Юкачева оставлены были на своих местожительствах 24 деревни, а в пределах Уранской вол.– 21 деревня, которые были основаны еще в XVII в. Такое отношение со стороны правительства подсказывало, в свою очередь, пришлым людям пути оседания на новых землях, т. е. они старались попасть в число ясачников (башкир, бобылей и др.).


Источник: pinterest.ru
Источник: pinterest.ru

Исследование проблемы бегства включает и следующий немаловажный вопрос. Дело в том, что к концу XVII – началу XVIII в. отчетливо выступают изменения формы и содержания общественных и земельных отношений между вотчинниками и царским правительством, с одной стороны, и вотчинниками и припущенниками, – с другой. Так, вполне возможно, что вотчинники прежде не в состоянии были держать под контролем все свои угодья и поэтому не всегда имели представление о занятости их. Само собой разумеется, это могло быть лишь до определенного периода. Строительство городов и других укрепленных крепостей, заселение их стрелецкими служилыми и другими категориями городского населения, возведение монастырей и другие государственные мероприятия сопровождались изъятием правительством земельных угодий у вотчинников, что вызвало серьезное беспокойство у последних.

Какие ваши доказательства?

В конце XVII в. и взаимоотношения вотчинников и припущенников не могли оставаться в рамках взаимной договоренности и взаимного согласия, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные жалобы башкир на притеснение их со стороны пришлого населения. Пришлый элемент на территории Башкирии достиг такого соотношения с местным, что сходцы стали серьезно ущемлять права вотчинников «а их земельные угодья и доходные места. Прожившее здесь долгие годы пришлое население, записавшись в бобыльский или окладной ясак, оформив каким-либо путем за собой повытье или долгое время состояв членом какой-либо общины, стало выдавать себя за местных, за вотчинников и тем самым серьезно претендовало на угодья вотчинников.

При возникновении же спорных дел правительство вставало па сторону пришлых, если те состояли на каком-либо подушном окладе, т. е. платили ясак. Все это вызывало у землевладельческого населения Башкирии стремление к защите личных земельных интересов путем более конкретного юридического оформления прав на владение имеющимися вотчинами, возникла заинтересованность в более точном оформлении границ башкирских племенных территорий. В связи с этим отдельные башкирские роды или подразделения старались приобрести владенные грамоты на определенные территории и участки.


Источник: zen.yandex.ru 
​​​​​​
Источник: zen.yandex.ru ​​​​​​

Так, например, известно, что часть башкирского племени гайна утвердилась в бассейне р. Тулвы (грамота от 1597 г.). Племя Юрматы, жившее с XV в.в бассейне р. Белой («верхнее урочище от устья Нугуш реки, а нижнее урочище Кугашева гора при царе Алексее Михайловиче получает владенную грамоту на эти земли. Известно также, что 11 родов племени мин, разделившие свои земли между собой, в 1671 г. получили от царя Алексея Михайловича раздельную грамоту, юридически подтверждавшую данный факт. Изменения в соотношении производительных сил, общественный прогресс, особенно усилившийся после присоединения Башкирии к Русскому государству, нашли своеобразное отражение в таких общественно-исторических документах, как шеджере.

Откуда взялись шеджере

Возникает «необходимость в создании официальных редакций наиболее популярных шеджере». Записываются существующие в устной форме шеджере. В условиях, когда идет интенсивный процесс осложнения земельных отношений, шеджере приобретают особое социально-экономическое значение.

С одной стороны, шеджере становится официальным документом, «...пришли 4 человека от башкирцев, а именно Титкая и Аднай и Икзиктемир и Кармиш. И пришедшие себя объявили и рабством своим и приклонились, что нас 300 домов и просили оставшиеся от перешедших нагаевских башкир земли по обе стороне Белой реки, верхнее урочище от Устья Нугуш реки... чтобы за преклонение рабством своим всех их пожаловал нагайскими землями и чтобы платить ежегодно 100 куниц и Титкача бия пожаловал мурзою чином...».


Родословное древо жителей деревень Кульбаш, Олыяз, Казаклар Высокогорского района. Источник: 100tatarstan.ru
Родословное древо жителей деревень Кульбаш, Олыяз, Казаклар Высокогорского района. Источник: 100tatarstan.ru

С другой – в крае сильно увеличился пришлый элемент, приведший к возникновению новых подразделений в составе того или иного рода, претендующих на владение земельными угодьями на вотчинном. В результате в старые списки шеджере заносятся некоторые изменения, добавления или же составляются новые. Из 25-и шеджере, опубликованных в работе «Башкирские шеджере» под редакцией Р. Г. Кузеева, больше половины написаны (или вновь составлены) в XVII–XIX вв. Те же причины вызвали необходимость письменного оформления припуска сходцев.

«Предки дуванцев пришли «Казан ягыннан»

Продолжение ЗДЕСЬ