Родственники Ванги через суд требуют Болгарское государство возвратить им наследство знаменитой на весь мир провидицы.
Родственники Ванги подали иск в суд – они требуют Болгарское государство возвратить им наследство знаменитой на весь мир провидицы.
– Завещание, по которому имущество моей тети отошло государству, поддельное! – заявила корреспонденту племянница Ванги Красимира Стоянова. – Сейчас, когда Болгария вошла в Единую Европу, наконец-то появился шанс добиться справедливости.
Великая Ванга скончалась 11 августа 1996 года в софийской больнице «Лозенец». Ее смерть до сих пор окутана тайной. Хирург начал делать Ванге трахеотомию – разрез в горле, для того чтобы вставить в гортань трубку аппарата искусственной вентиляции легких. И как только началась операция, вдруг вырубилось электричество…
– Это очень странное совпадение, – считает Красимира. – правительственная элитная клиника «Лозенец» – самая большая больница в Софии, в ней есть резервная линия электропитания и собственный генератор. Почему энергия пропала именно в тот момент, когда оперировали Вангу, кто именно обесточил сеть – это не выяснено до сих пор. Родственники подозревают, что кому-то было очень важно, чтобы 86-летняя пророчица не успела сказать свои последние слова…
Наследство
Когда после смерти Ванги огласили ее завещание, ее земляки были в шоке – дом, дача, все имущество и сбережения оставлены государству! Своих детей у Ванги никогда не было, но она, по сути, вырастила двух дочерей и сына младшей сестры Любы. Провидица считала их самыми близкими для себя людьми – то, что она обделила племянников, кажется невероятным. Родственникам не досталось ничего – все, даже старое корыто, внесли в опись имущества и опечатали!
– Завещание было оглашено в мэрии города Петрич 13 августа 1996 года, – рассказывает Красимира. – Родственники даже не знали, что такой документ существовал. Нас не пригласили на процедуру вскрытия завещания. И нотариуса на оглашении почему-то не было. Вообще, странностей масса – завещание почему-то хранилось в администрации города в незапечатанном конверте. Мэр зачитал документ сам, это странно – ведь власти были заинтересованной стороной. Хотя «коммунистической партии и народной власти», которым, согласно бумагам, было завещано имущество, уже давно нет, но государство своей доли не упустило… Родственники сочли завещание, составленное еще при коммунистическом режиме, подложным. Семья Ванги выиграла дело, оспорив завещание. Но решение в их пользу в 2002 году почему-то отменил Верховный суд. И только теперь, когда с января нынешнего года Болгария вступила в ЕС, у родственников провидицы появилась возможность подать иск вновь.
Документ
Папка с завещанием Ванги хранится в сейфе в мэрии Петрича. Документ заверен отпечатком ее пальца и подписями двух свидетелей – Стоила Божикова и Кирилла Янкулова. На одном листе написано: «Завещаю в знак признательности БКП (Болгарской коммунистической партии), народной власти за внимание, проявленное ко мне, все движимое и недвижимое имущество болгарскому государству». – Ванга никогда не подписывала завещания! – утверждает ее племянница Красимира. – Оно поддельное! В нотариальном акте были проставлены номера паспорта Ванги, но она на самом деле никогда не получала паспорта. Он ей был просто не нужен – ее все знали. Завещание якобы было написано еще в 1984 году, вернее, напечатано. Его заверяет отпечаток пальца Ванги, но он стоит на подписях свидетелей. И это совершенно незнакомые нам люди. Наверное, моей тете дали просто чистый лист… По мнению экспертов, завещание написано вполне в духе времени 80-х годов. Красимира считает, что документ был сфабрикован гораздо позже, после падения социалистического режима. А слова про компартию сделаны для того, чтобы «состарить» документ. Все близко знавшие Вангу люди недоумевают – как это возможно, что пророчица завещает все государству и компартии? Ведь она всегда сторонилась политики и натерпелась от властей много горя – ее хотели сослать в лагерь, устраивали в доме обыски…
Родственники
Племянница Красимира живет в скромной двухкомнатной квартире на окраине Софии. Она без работы уже шесть лет.
– Ушла с телевидения, где вела передачу, когда заболела лейкемией моя мама, – говорит Красимира. – Она умерла, так и не дождавшись справедливости. Моя сестра Анна работает врачом в Греции в благотворительной организации, зарабатывает мало. Брат Димитр в городе Сандански, он занимается садоводством и ремонтом радиотехники. Никто из родных Ванги не живет в полном достатке. Все они трудятся, рассчитывая только на свои руки.
– Богатство наше состоит в том, что мы любим и помогаем друг другу, – рассказывает Красимира. – Жить скромно и даже бедно всегда было правилом в нашей семье. И тетя Ванга, и мама совсем не уважали деньги, не придавали им большого значения. Нас учили, что самое большое богатство – это наука, образование, вера и духовность. Мы так и живем. Сейчас нам трудно, но больше всего обидно, что нет справедливости. Дом Ванги – это память о тете и маме. А его у нас отняли. Но надеемся, что Бог поставит все на свои места…
Имущество
Ванга хотела, чтобы в ее доме в Петриче был музей. Родные тоже желают этого. Но дом, сейчас принадлежащий государству, стоит пустой. Он разрушается, имущество разворовывается. Семья Ванги боится, что мэрия пустит здание под снос и построит на участке торговый центр.
Основание для этого есть – нынешней весной власти провели переучет имущества пророчицы. На 64 страницах обозначено около 2000 вещей – вплоть до бетонного корыта, куска линолеума и 23 глиняных горшков для цветов. Список хранится в кабинете нынешнего мэра Вельо Илиева. Первая опись имущества Ванги была составлена через три месяца после ее смерти. Ванга оставила все деньги, хранившиеся на сберкнижке, государству на строительство детского сада. Личный кассир Ванги госпожа Златинска свидетельствует, что сама переводила зарплату пророчицы в банк (ей было назначено жалованье от государства), но Ванга ни разу не воспользовалась деньгами с этого счета.
Слухи о великих сокровищах Ванги – в Болгарии ее считали миллионершей – оказались сильно преувеличенными. В 1984 году, когда было написано завещание, на ее счету лежало 35 тысяч левов, тогда это были очень большие деньги. Но инфляция превратила богатство в пыль – после деноминации эта сумма равна примерно пятистам российским рублям…