Понятие сакрального восходит к латинскому слову sacer, означающему нечто священное, запретное, то, что посвящено исключительно богам. Современная философия и культурология называют сакральным то, что наше сознание воспринимает как выходящее за рамки обыденного, принципиально отличающееся от него и очень ценное.
Сакральное служит основополагающими принципом, на котором строится все остальное представление о мире. То есть, например, в христианстве сакральным является воскресение Христа, и вся христианская картина мира опирается на это положение.
Являясь безусловной ценностью, сакральное определяет дальнейшую иерархию ценностей. В этом смысле во всех культурах сакральное нашло свое выражение в религии. Именно эта область человеческой духовности легко приняла его в свои объятия и сделала, по сути, центром своих построений. Все то, что в религии связано со сверхъестественным, является сакральным.
Сакральное воспринимается как воплощение истинного, безусловно ценного, но не всегда прекрасного. В древних представлениях о сакральном красота не была его обязательной характеристикой, существовала часто вне эстетики. Но в любом случае сакральное воплощается в каком-то конкретном образе, будь то особые слова, символы или аллегории.
Общение с сакральным требовало какого-то зримого выхода, и таковой находился в искусстве, через образы которого можно выразить свои мысли и чувства. Так идея сакрального получила свое иконическое выражение, предметность. Разумеется, это еще и облегчает людям, верящим в сакральное, общение с ним, поскольку всегда проще опираться на что-то предметное даже при погружении в глубины абстракции.
Конкретный образ создает иллюзию присутствия священного прямо здесь и сейчас, и, общаясь с образом, ты как бы прикасаешься к самому сакральному.
В том же христианстве образ Бога как Богочеловека, то есть в привычном естественном облике, создает у верующих мощный эффект сопричастности, вызывает любовь не к какому-то абстрактному Абсолюту, а к конкретному человеку, к тому же пострадавшему за людей. Образ Христа - один из самый сильных сакральных образов в истории человечества.
Конкретизация сакрального в зримых образах была, конечно, и в более древних религиях. Например, в древнеиндийской мифологии Пуруша - первочеловек, имел конкретный образ, его можно было представить. Абсолютность Брахмана конкретизировалась таким описанием: “Я — сиянье луны и солнца... / Я — в земле благой чистый запах, / Я — в пламени жгучая сила” и т.д. (Бхг. 7.8-9)
Сакральный образ чаще всего имеет антропоморфный или териоморфный облик, иными словами - предстает в человекоподобном виде или в виде животного. Приобретя такой вид, подобный образ немедленно обрастает историей, у него возникает судьба, жизненный путь, который воплощается в мифе, полном фантазийных подробностей. Сакральные образы лежат в основе мифологии, они - излюбленный объект изображения в искусстве.
Сакральные образы, как и всё в мире, возникают и исчезают. В наше время пытаются создать новые такие образы, что-то там сакрализировать, но насильственным путем такое сложно сделать. Нужна реальная вера в сакральное, а если ее нет, то и образы выглядят фальшивыми.
Читайте еще на моем канале:
Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?
Роль жертвоприношения в культуре: точка зрения Рене Жирара
Из блога мужа:
Мост, по которому ходили короли, и обязательно пройдетесь вы, будучи в Париже: Пон-Нёф