Найти в Дзене

Вертикальные сады Патрика Бланка

Оглавление

Введение

В 2006 году в Париже состоялось открытие музея на набережной Бранли. Особое внимание посетителей привлек чарующий фасад музея, украшением которого было множество самых разнообразных растений, цветов, деревьев, образующих “живую стену”. В связи с этим такие термины как “ вертикальные сады ” и “ живое озеленение ”, используемые ранее только ботаниками и ландшафтными дизайнерами, внезапно обрели невероятную популярность среди широкой публики . Причиной этому стал, несомненно, вертикальный сад музея, который был спроектирован талантливым французским ботаником Патриком Бланком.

Патрик Бланк (род. в 1953 г., Париж) известен как великий художник, дизайнер и изобретатель современной зелёной стены. Однако, кроме всего прочего, он является ещё и учёным, а также исследователем природы.

После получения докторской степени (Phd.) в 1979 году в сфере естественных наук Бланк начал работать в Национальном центре научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique) в качестве научного сотрудника, специализирующегося в сфере тропических растений.

12-летний Патрик Бланк в тропической оранжерее в Лиссабоне, 1965 год; фото предоставлено Патриком Бланком
12-летний Патрик Бланк в тропической оранжерее в Лиссабоне, 1965 год; фото предоставлено Патриком Бланком

Тем не менее, его имя часто ассоциируется с созданием вертикального озеленения - также известного как зелёные стены, живые стены, вертикальные сады и стены из растений ( Mur Vegétal ). Бланк является первооткрывателем и одним из самых изобретательных профессионалов в этой области ландшафтного дизайна.

Система вертикальных садов Бланка

Бланк изобрёл свою версию вертикальных садов, когда он был ещё в подростковом возрасте. Он хотел обеспечить биологической фильтрацией воды свой любимый аквариум.

Его первый основной проект вертикальных садов был завершен к 1986 году для Городка науки и индустрии (Cité des Sciences et de l’Industrie) в Париже. Однако эта идея не пробуждала большого интереса до 1994, когда вертикальные сады стали одной из самый популярных тем среди профессионалов садоводства. Наконец, только лишь к 2004 году вертикальное озеленение стало распространяться не только в среде специалистов, но и среди широкой публики.

Первоначальная идея Бланка была вернуть природу в города. Размышляя над этой идеей, он черпал вдохновение и в тропических дождевых лесах, и в среде высокогорных условий, где многие растения выживают лишь с минимальным количеством почвы.

Инсталляция в Городке науки и индустрии, Париж, 1988;  фото предоставлены Патриком Бланком
Инсталляция в Городке науки и индустрии, Париж, 1988; фото предоставлены Патриком Бланком

Зелёная стена Бланка для Аквариума Дженоа, 1998
Зелёная стена Бланка для Аквариума Дженоа, 1998

Cистема стены из растений, которая получилась у Бланка, может быть реализована как на улице, так и в доме и даже в закрытых пространствах, куда не проникает солнечный свет. Она состоит из металлического каркаса , прикрепленного к стенам здания или же просто стоящего обособленно. Он поддерживает 10-миллиметровую пластину PVC , которая обеспечивает прочность и водонепроницаемость; к ней крепятся войлочные слои полиамила , капиллярная структура которых обеспечивает водой и минералами корни растений и в которой, собственно, и находятся корни; наконец, идёт массив растений, они могут быть как вьющимися, так и ползучими, их можно посадить в войлочные слои семенами или уже взрослыми растениями.

Вода доставляется сверху из поливочных систем. Они являются важнейшей частью зелёной стены, однако могут быть достаточно простыми по своему устройству. Например, подойдет обычный шланг с небольшими дырочками 2мм через каждые 10 см, снабженный таймером полива.

Согласно Бланку вертикальные сады используют воду более эффективно, чем традиционные, горизонтальные. Вода меньше просачивается в почву под корнями растений, а , больше воды, доступной для растительного покрова.

Создание вертикальных садов, исполненных таким образом, обходится не немного дороже обычных (около 15% в среднем). Однако они могут обеспечивать и теплоизоляцию зимой, и естественную прохладу летом. Их обслуживание может быть довольно дорогим, поскольку, как правило, обслуживающие работы требуются трижды в месяц, а некоторые комплектующие, такие как войлочные коврик, надо периодически обновлять, особенно если вертикальный сад находится на улице, а не в помещении.

Проекты

Здесь представлены пять проектов Бланка: четыре инсталляции для музеев на трёх различных континентах и работа, созданная в 2013 году по случаю Парижской Недели Моды. Все они уникальны по своему мастерству исполнения, по согласованию с архитектурой города.

Музей современного искусства в Каназдаве - инсталляция Зелёного Моста (2004-2012)

(Архитектор: SANAA – Kazuyo Sejima and Ryue Nishizawa)

В 2004 году новый музей Современного искусства в Каназдаве, Япония, поручил Бланку создание масштабной инсталляции, чтобы в дальнейшем включить её в постоянную коллекцию музея.

12-метровая работа, получившая название Зелёный мост (Green Bridge) , состоит из стеклянного коридора и тонкой стены, которая несёт на себе пышный ансамбль растений около 100 различных видов, включая снежный цветок, ирисы, лилии, гортензии, клевер и подсолнечники.

Виды и аранжировки были задуманы так, чтобы цветение стояло все четыре сезона, что является типичной концепцией для японский садов .

Более того, растения различны на противоположных стенах инсталляции, для чего были подобраны различные климатические условиями и разные уровни солнечного освещения.

-5
-6
-7
Зелёный мост - постоянная инсталляция в каназдавском музее; фото: NAKAMICHI Atsushi / Nacása & Partner
Зелёный мост - постоянная инсталляция в каназдавском музее; фото: NAKAMICHI Atsushi / Nacása & Partner

Инсталляция Зелёный Мост;  синяя с белыми полосками “Ипомея нил”
Инсталляция Зелёный Мост; синяя с белыми полосками “Ипомея нил”

Музей на набережной Бранли – Париж – живой фасад (2005)

(Архитектор: Jean Nouvel)

Как и ожидалось, зелёный фасад Музея на набережной Бранли стал работой, благодаря которой Бланк стремительно обрёл широкую популярность.

Спроектированный французским архитектором Жаном Нувелем (Jean Nouvel) музей экспонирует невероятный массив инсталляций из растений, включающий сад площадью 18 000 квадратных метров, спроецированный Гиллисом Клементом ( Gilles Clément) и живые стены Бланка, которые однозначно являются культовыми украшением фасада.

Захватывая площадь 800 квадратных метров, зелёный фасад использует потрясающую гибкость систем растительных стен, которые могут встраиваться в архитектурный ансамбль без каких-либо трудностей.

На живой стене расположено около 150 000 растений 150 различных видов - большинство из Европы, Северной Америки, Китая, Японии, Чили и Южной Африки - что демонстрирует невероятный уровень биоразнообразия композиции. Бланк избегал использование тропических растений, которые не пригодны для выходящих на север фасадов в Парижском климат.

Серии небольших живых стен были также установлены в офисах музея.

Живой фасад Музея на набережной Бранли; фото предоставлено Патриком Бланком

Живой фасад Музея на набережной Бранли; фото предоставлено Патриком Бланком
Живой фасад Музея на набережной Бранли; фото предоставлено Патриком Бланком
-11
Живой фасад музея на набережной Бранли; фото Inexhibit
Живой фасад музея на набережной Бранли; фото Inexhibit

Одна из живых стен, установленных в музейных офисах
Одна из живых стен, установленных в музейных офисах

Каиха Форум (CaixaForum) в Мадриде – вертикальные сады (2008)

(Архитектор: Herzog & de Meuron)

Зелёная стена Каиха Форума, возможно, является вторым по популярности проектом Бланка. Наполненный около 15 000 растений 250 различных видов вертикальных сад, расположившийся на 600 квадратных метрах, был создан для предоставления отдыха тела и души.

Среди видов, участвующих в живой стене, есть такие как Аренария Монтана, Бадан Сердцелистный, Колокольчик Такесимана, Кедр Гималайский, Ясколка Войлочная, Каменная Роза, Свидина Кроваво-Красная, Гвоздика Травянка, Гаррия Эллиптическая, Керрия, Жимолость Блестящая, Жимолость Шапочная, Ястребиночка Оранжевая, Очиток Альпийский, Тис Ягодный, Юкка Нитчатая , а также различные Бегонии, Фуксии, Герани, Гортензии и Махании.

-14
-15
Caixaforum в Мадриде, вертикальный сад, фото предоставлено Патриком Бланком
Caixaforum в Мадриде, вертикальный сад, фото предоставлено Патриком Бланком
-17
Caixaforum в Мадриде, вертикальный сад; фото: LRTRRG, Tamara Polajnar, and Alberto Romero
Caixaforum в Мадриде, вертикальный сад; фото: LRTRRG, Tamara Polajnar, and Alberto Romero

Оазис Абукира (d’Aboukir) – Париж – вертикальный сад (2013)

(Изначально изготовлен для Парижской Недели Моды 2013).

Бланк создавал инсталляцию, чтобы преобразовать фасад обычного здания Второго округа Парижа в цветущее пространство, наполненное зелени и цветов. Таким образом он продемонстрировал свою убеждение, что природа может существенно улучшить качество жизни в городском пространстве.

Инсталляция Оазис Абукира (имя происходит от названия улицы Rue d’Aboukir , где находится работа) использует растения 237 различных сортов, расположенных по диагоналям, что придает композиции ощущение динамичности, движения. Этот проект прекрасно иллюстрирует концептуальное развитие бланковских работ. Можно пронаблюдать движение от первоначальных геометрических каркасов (где всё же все виды растений были тщательно подобраны и определены) к замысловатым мозайчастым узорам, где для каждого растения выделено своё отдельное место.

-19
-20
Оазис Абукира, вид до и после инсталляция была возведена, фото: Yann Monel, предоставлено Патриком Бланком
Оазис Абукира, вид до и после инсталляция была возведена, фото: Yann Monel, предоставлено Патриком Бланком

-22
Оазис Абукира, предварительный рисунок
Оазис Абукира, предварительный рисунок

Оазис Абукира; фото: Yann Monel
Оазис Абукира; фото: Yann Monel

PAMM Музей искусств Перес – Майами – вертикальный сад (2013)

(Architect: Herzog & de Meuron)

Для музея искусств Перес Бланка просили создать трехмерный вертикальный сад , а не двухмерный, какими они обычно бывают.

Для реализации этого проекта был создан массив “колонн”, которые либо свешивались с потолка, либо поддерживали друг друга. Это были стальные трубы, обёрнутые слоями полимамила и усеянные сотнями маленьких кармашков.

Растения, как обычно, росли во внешних войлочных слоях, но Бланку пришлось скрупулёзно их выбирать, поскольку одна половина каждой колонны подвергалась прямым солнечным лучам, сильным ветрам и солёному бризу, тогда как другая половина находилась в тени, поэтому на разные стороны колонн пришлось посадить различные виды растений (всего 80), при этом были использованы как тропические, так и местные растения.

Вода подается с огромной крыши, где скапливается дождевая вода.

PAMM Музей искусств Перес, Майами, фото: Armando Coll
PAMM Музей искусств Перес, Майами, фото: Armando Coll

PAMM Музей искусств Перес Майами; фото: Knight Foundation
PAMM Музей искусств Перес Майами; фото: Knight Foundation

PAMM Музей искусств Перес, Майами; фото: © Iwan Baan, предоставлено: Herzog & de Meuron
PAMM Музей искусств Перес, Майами; фото: © Iwan Baan, предоставлено: Herzog & de Meuron

PAMM Музей искусств Перес, Майами; модель инсталляции, фото предоставлено Патриком Бланком
PAMM Музей искусств Перес, Майами; модель инсталляции, фото предоставлено Патриком Бланком

PAMM Музей искусств Перес, Майами; восточный фасад, визуализация
PAMM Музей искусств Перес, Майами; восточный фасад, визуализация

PAMM Музей искусств Перес, Майами; живые колонны до и после установки инсталляции, фото предоставлено Патриком Бланком
PAMM Музей искусств Перес, Майами; живые колонны до и после установки инсталляции, фото предоставлено Патриком Бланком

PAMM Музей искусств Перес, Майами; фото: World Red Eye
PAMM Музей искусств Перес, Майами; фото: World Red Eye

Автор: Riccardo Bianchini

Перевод: artience