Привет! Я Эрвин, пятилетний цвергшнауцер. Веду блог, стараясь обратить внимание людей на то, что они порой в суете не замечают. Гав!
Мои хозяйка Лера очень внимательно следит за всем, что связано с программой реновации. Это и понятно, родители Леры живут в хрущёвке, но во множестве вопросов, возникающих в связи с переселением, пожилым людям разобраться не всегда просто. Они переживают, что им, привыкшим ко второму этажу, могут выделить квартиру на двадцатом этаже, волнуются, что новый дом будет далеко от метро, рядом с промзоной или у автомобильной эстакады, что вырастет число жителей, а социальная инфраструктура останется неизменной, и это приведет к очередям к врачам и забитым парковкам во дворах… Да мало ли о чем могут переживать пожилые люди. Лера их успокаивала, что реновация – нормальное явление для современного мегаполиса: в Токио, Париже уже обновлены сотни кварталов.
– В конце концов, – приводила неопровержимый аргумент Лера, – вы собственники жилья, ваши интересы и интересы ваших соседей не могут не учитываться.
Слушаю я Леру и удивляюсь: до чего же люди невнимательны! Ежедневно обсуждаются новые штаммы и вакцины, а новость не менее важную, касающуюся каждого россиянина, почему-то пропустили мимо ушей. 23 декабря 2020 года Госдума приняла в окончательном чтении закон о всероссийской реновации. Документ позволяет в 45-дневный срок принудительно выселять россиян из квартир. Принятие этого документа поддержало 367 депутатов, 20 человек проголосовали против, двое воздержались, а всего через два дня, 25 декабря, Совет Федерации так же оперативно утвердил решение депутатов. Этот закон ранее думская оппозиция сравнила с пенсионной реформой, но, как и летом 2018 года в центре внимания был чемпионат по футболу, так и в декабре 2020 года всех занимала подготовка к новогодним праздникам, и Федеральный закон №494 от 30 декабря 2020 года не привлек внимания.
Закон обсуждался несколько месяцев. В ходе обсуждения принимались во внимание различные варианты: возможность включения дома в программу по желанию всех владельцев квартир или вариант, при котором 70% жильцов согласны на переселение. Но в результате была принята редакция закона, представляющая чиновникам уникальную возможность – принудительно переселять жителей «с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения».
Определять, какие дома попадут под реновацию, будут местные власти, не учитывая мнения жильцов. Жильцы дома, попавшего под программу, будут получать уведомления примерно за месяц до расселения, а также предложения по переезду. Т.е. реновация стала принудительной. При отказе владельца жилья от предлагаемых вариантов ему будет выплачиваться денежная компенсация. Если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние дети, то собственник такого помещения получит новое жилье без каких-либо вариантов компенсации.
Никто не станет возражать, что необходимо переселять людей из ветхого и аварийного жилья. Почему же этот закон вызвал такую негативную реакцию? Согласно этому закону первыми под программу реновации попадают аварийные дома, ветхий жилой фонд, а также те многоквартирные дома, которые походят под критерии, устанавливающиеся на уровне региональных властей. Снос неаварийных многоквартирных домов разрешается в случае достаточного износа крыши или фундамента, а также когда траты на ремонт превышают нормативный уровень. Т.е. значит, что под программу реновации смогут попасть любые строения.
Новый закон предполагает не использование бюджетных средств, а поиск инвесторов, при этом указано, что людей можно переселять не в границах района, где они проживают, а границах города. Разумеется, инвестор заинтересован получить максимальную прибыль и продать квартиры в хороших, благоустроенных районах, поэтому под реновацию попадут дома, находящиеся на территории, где квартиры стоят больших денег, а переселенцам представлять жильё на менее удобной для проживания территории.
В беседе с журналистами «Свободной прессы» депутат Мосгордумы Елена Шувалова указала, что «ни один инвестор не придет туда, где плохие условия жизни из-за соседства, например, с нефтеперарабытывающим заводом или мусороперерабатывающим комплексом». В погоне за прибылью могут быть намечены под реновацию и вполне пригодные для проживания дома, находящиеся в «дорогостоящих» районах». «Еще в советское время люди бывали недовольны, когда их переселяли из центральных районов в периферийные, – отметила депутат. – Но тогда, по крайней мере, при переселении жилье давали по социальным нормам. А сейчас дают же метр в метр. В итоге люди получают те же самые квартиры с огромным количеством забот, но ради чего? Исключительно ради того, чтобы потратить кучу сил и средств и переехать из благоустроенного зеленого низкоэтажного центра в какую-то башню на периферии возле транспортной магистрали».
Заместитель главного редактора Forbes Мария Абакумова характеризует новый закон как «ущемление прав граждан и расширение прав чиновников».
Не моё собачье дело, но 2 месяца назад приняли закон о всероссийской реновации, и никто не обратил на это внимание. Значит, можно изымать у собственника собственность без его на то согласия. Начали с жилья, остановятся ли на этом?
Благодарю за лайк, если статья понравилась.