Жажда совершить собственное открытие появилась у меня после знакомства с отцом Никандром (Речкуновым), который у нас в Усть-Чарышской Пристани всерьез занялся возрождением истории:
"Батюшкин" фильм
"Как, где и с кем сельский батюшка кино снял"
"Концепция будущего"
Как сказала одна моя знакомая, «да что же это такое! Да почему он все находит и находит!». Ищет, потому и находит! Для начала – нужно сделать первый шаг. Куда?
Конечно, на чердак!
Например, здания, где теперь, уже шестой год, располагается в Усть-Пристани Дом детского творчества. По замечательному стечению обстоятельств, учреждение, в котором я работаю педагогом.
Между прочим, тоже памятник истории (в источниках обозначенный как Министерская школа и Реальное училище), входящий в духовно-просветительский центр села.
Здесь хорошо видна та самая дверца на чердак, за которой, надеялась я, меня ждет мое открытие.
С тех пор, как Дом творчества находится в этом здании, оно заметно «помолодело».
Мы сами его ремонтировали, и, между прочим, мне выпала важная миссия: покрасить шпиль. Конечно, было ужасно страшно, но мысль о том, что я своими собственными руками «сохраняю» памятник истории и архитектуры, добавила смелости:
И тем самым я хотела показать начальству, что я с той же легкостью залезу на чердак. И директор согласился открыть для меня ту самую дверцу!
Конечно, так хотелось отыскать что-нибудь очень особенное, например, сундучок с золотыми монетами или хотя бы раритетные документы, ведь зданию этому уже лет 120.
И вот результат.
«Привет из старины»…
…оказался помоложе желаемого этак вполовину. "Старина" новейшая, 60 лет назад! Несколько остатков поломанных игрушек, детский стульчик с треснувшей ножкой, стопка детских аппликаций, учебников.
Интересными показались мне четыре предмета:
- хорошо сохранившаяся коробка от цветных карандашей, выпуска 1957 года, изготовленных на «гос. Карандашной фабрике имени Сакко и Ванцетти»
- коробка от упаковки спичек, того же 1957 года, произведенных в Барнауле, в Алтайском совнархозе, с картинкой и надписью «Охраняйте полезных диких птиц»
- резиновая куколка с поврежденным затылком и …
- тетрадка.
На ней значится: «План работы на июнь-июль… (следующая строчка не читается)… группы вос-цы Киткиной Надежды» . В этом здании располагался детский сад. Я не знаю, с каких лет, но то, что в 1970-х дошкольников сменили юные книгочеи (сюда переехала детская библиотека), известно точно.
Обычная ученическая тетрадка в линию, в которой сохранились всего 10 листов (вместе с обложками). Задняя исписана с двух сторон, и поэтому непонятно, сколько листов в ней было изначально.
Тетрадка выпуска 1957 года. В ней нет полей, и писали в ней чернилами, которые нисколько не расплылись от долгого лежания на чердаке. Почерк четкий, красивый, содержание интересно своими подробностями, создающими ощущение реальности.
Это не просто план и отчет о проделанной работе. Это несколько дней из жизни устьпристанских малышей лета 1960 года:
«Утром проверила внешний вид детей. Затем совершила с ними экскурсию в парк, который находится около пищепрома.
Тенистый парк в такую жаркую погоду доставил детям удовольствие. Они с большой охотой играли в игры разнообразные. Делали дети бумажного змея.
Домой, в д/с они возвращались довольные, веселые…»
«Около пищепрома» – это вероятно, в районе пивзавода.
Есть легенда, что в тех местах, где теперь несанкционированные свалки и печальные стены разрушенного предприятия, некогда располагалась помещичья усадьба с прудом.
По особенному принципу вокруг пруда были высажены 365 тополей. Насколько эта легенда соответствует действительности, никто не может сказать. Вряд ли это на самом деле была «помещичья» усадьба.
Просто чье-то детское воображение нарисовало такую вот картинку. Факт, что в середине 20 века это место было излюбленным для игр устьпристанской ребятни…
Из тетрадки:
«…На занятии читала рассказ «Кавказский пленник». Этот рассказ очень заинтересовал детей, и они были очень довольны занятием. Рассказ очень большой, до конца прочесть не успели, а вследствие этого часть чтения рассказа оставили на другое занятие…
Прогулка в поле прошла очень хорошо. Дети нарвали букеты цветов. Отметили, что посевы пшеницы стали уже большими. Наловили кузнечиков и бабочек.
Вечером работали в огороде. Очистили дорожки, еще раз пропололи грядки. Затем дети на участке играли в разнообразные игры…».
Не знаю, как у вас, а у меня глаза на лоб полезли уже после «Кавказского пленника».
Дети в детском саду слушают про Жилина и Костылина? А прогулка в поле – это же на какое расстояние от детского сада ушли малыши? Вернулись, да еще и грядки пропололи… Представьте современного шестилетку и сравните ?
Планы воспитательница писала на левой странице, отделяя датой один день от другого, а отчеты – на правой. В числе других дней – и суббота. Значит, выходной был тогда только один – воскресенье, по крайней мере, у воспитателей детских садов.
Из тетрадки:
«Утром осмотрела внешний вид детей, он был хорошим. Все дети чистенькие, опрятные, аккуратно причесаны и умыты. С детьми беседовала о том, чем они занимались в воскресенье. Оказалось, что они занимались разнообразными играми и рассказывали они все с интересом, живо…
…Во вторник утром дети с большим удовольствием покормили свою рыбку в аквариуме. Они пронаблюдали за ней некоторое время и отметили, что она подросла значительно, по сравнению с тем, как она впервые была поймана и принесена в группу. Отметили, что у нее головка стала меньше по отношению к туловищу, и она больше стала похожа на взрослую рыбу…
…Утром с детьми полили комнатные растения, обобрали сухие листья. Затем на занятии лепили девочку в пальто и шапочке. С заданием справились все…»
Уж не найденную ли на чердаке куколку показывали детям, как образец? Возможно.
Какая-то особенная трогательная прелесть в этих строчках, старательно заполнивших ученическую тетрадку. В этом хламе, который по прошествии десятилетий приобрел для меня особенную ценность.
Ах, как хотелось бы хоть на время оказаться в том времени!
Оно ушло навсегда, и это не было бы так грустно, если бы вместе с ним не ушло, тоже, похоже, навсегда, ощущение правильности и простоты жизни, уверенности в завтрашнем дне, гармонии и покоя.
Тот самый малыш
Воспитательница, записывая планы и отчеты, редко называла фамилии и имена детей. И все-таки несколько были указаны, когда она хотела похвалить кого-то из ребят. И с радостью я увидела знакомую: Фролов. Фамилия моей школьной подруги! По времени все сходилось, это мог быть ее папа.
И да, сошлось. Так мой «клад» дополнили фотографии. Валерий Александрович Фролов поделился со мной снимками, которые проиллюстировали маленькое путешествие в 1960-й год.
А зимняя фотография из его архива, с ребятами-«копешками» настолько умилительна, что ее нельзя было не добавить ко всем остальным, хотя здесь другое здание, яслей им. Крупской видите вы. Кстати, мама Валерия Александровича, Прасковья Семеновна Фролова, посвятила свою жизнь именно работе в детском саду.
Вот так и я совершила свое открытие. И, знаете, успокоилась. Для меня эта тетрадочка – моя личная сенсация и мой «клад». (Хотя, надеюсь, мой сундучок когда-то тоже меня найдет).
Главное, что у меня в запасе есть:
- удовлетворение от участия в важном деле;
- шпиль, на который я всякий раз смотрю с гордостью – он символ побежденного страха ради новых открытий;
- несколько давно ушедших дней, которые я могу представить, закрыв глаза;
- наконец, возможность поделиться этим сокровищем с вами!
И с ребятами, которые занимаются в Доме детского творчества. Вот посмотрите, какой ролик они сделали пару месяцев назад:
"Усть-Чарышская Пристань. Застывшая мелодия"
И если вы дочитали эту историю до конца, поставьте «лайк», а еще лучше – оставьте комментарий. Ведь наверняка у кого-то из моих читателей есть, чем дополнить мой рассказ!