Какими бы ни были ваши планы на этот понедельник днем, они вероятно не были такими странными как мои. В понедельник состоялась премьера спектакля „AI: When a Robot writes a play” в постановке пражского театра Шванды. В этом не было бы ничего особенного, если бы в названии пьесы не раскрывался ее автор. Искусство является результатом эксперимента чешских ученых, которые использовали текстовый генератор GPT-2, созданный компанией OpenAI Илона Маска. Так что если кто-то из вас сделал что-то странное, чем просмотр компьютерного ТВ-театра на чешском языке, напишите в комментариях :)
100 лет робота
Эксперимент преследовал две основные цели: проверить, как алгоритмы справятся с такой амбициозной задачей, и в то же время воздать должное чешским создателям слова «робот», которому только что исполнилось 100 лет. Впервые он был использован в пьесе Карела и Йозефа Чапеков под названием «R.U.R.» (1921 г.), в которой рассказывается история восстания человекоподобных роботов, уничтоживших человечество.
Идея эксперимента принадлежит Томашу Студенику, чеху как он себя назвал «радикальному новатору». Именно он нашел Роберта Роуза, компьютерного лингвиста из Карлова университета, имевшего опыт работы с генератором GPT-2. После того, как коллектив был собран, они приступил к работе, а художественная часть была передана коллективу Театра Шванды во главе с режиссером Даниэлем Хрбеком. Интересно, что Хрбек, как он сам упомянул на панели, был одним из скептиков всего проекта.
Человек нужен, но...
В общем, нужно четко сказать, что сам GPT-2 не справился со всей задачей, но при этом авторы подчеркивают, что он справился на удивление хорошо. Как совместить эти две оценки? Что ж, сложная эмоциональная структура пьес заставляла генератор теряться, когда он менял пол персонажей, забывал о том что главный герой - робот, а не человек.
Чтобы избежать этого, команда разделила пьесу на восемь отдельных сцен и ограничила количество персонажей до двух для каждого такого эпизода. Компьютер дал общие предположения о сцене, персонажах и первых двух строках текста. В итоге ученые получили серию диалогов, которые затем просто шлифовал коллектив театра, и по тексту поставили спектакль, который можно посмотреть, если у вас есть один час свободного времени. По словам Роберта Розы, 90% сценария представляет собой обычный текст GPT-2, в остальное люди театра внесли небольшие корректировки.
Еще раз было подтверждено, что искусственный интеллект, подпитываемый человеческим творчеством, быстро обращается к сексу и насилию, некоторые темы довольно жесткие в этом отношении. Однако стоит помнить, что это больше касается формы нашей цивилизации, чем качества самих алгоритмов. В то же время пласт, назовем его философским, несмотря на большой хаос в нитях, неожиданно глубок.
В то же время одна из самых неожиданных тем, порожденных GPT-2, касающаяся темы эвтаназии, превратилась в гротескную сцену с... втыканием пальцев в некую неэлегантную часть тела. Что ж, пока мы все еще не понимаем многого из того, что происходит в нейронных сетях...
«Технологическая» структура искусства
Для любого, кто имел контакт с вещами, созданными ИИ/или читал о нем больше, интересно наблюдать за теми моментами, когда вы можете видеть, как алгоритмы пытаются выйти из определенной задачи по-человечески, но их различие вызывает диалоги приводя к цели с удивительными отступлениями. Есть также сцены, в которых кажется, что ИИ просто теряет сюжет, а затем возвращается к нему с помощью ярлыка.
Было бы неплохо, если бы создатели разместили на сайте только скрипт, желательно с отмеченными фрагментами, исправленными человеком. Тогда можно было бы реалистично оценить, в какой степени работа GPT-2 действительно дала результаты в виде относительно связного сюжета. Более того, мы также могли судить, в какой степени сам текст отвечает за удивительно высокий уровень всего выступления, и сколько было сделано с помощью действительно интересной аранжировки и направления.
Также стоит добавить, что текст взят из алгоритмов GPT-2, то есть генератора, которому уже несколько лет. Новейший GPT-3, имеет несколько подключений к нейронной сети и может работать лучше. Другое дело, что у него тоже больше "психических" проблем. Например, советовал депрессивному человеку покончить жизнь самоубийством. Кто знает, если бы его выступление не получилось еще более жутким.
Когда приедет искусственный режиссер?
Здесь также нужно четко констатировать, что создатели пражского театра действительно справились с поставленной задачей. Минималистичный дизайн декораций очень атмосферный, актеры интересны, а о музыке не скажешь плохого слова. Все это добавленная человеком ценность, которую искусственный интеллект долгое время не сможет заменить.
Где смотреть
За искусством, как и положено подобного рода экспериментам, можно смотреть онлайн. После выступления добавляется более чем часовая дискуссионная панель с людьми, стоящими за всем проектом. Если вам интересно, вы можете перейти на веб-сайт проекта: https://www.theaitre.com, где вы найдете больше информации о людях и учреждениях, участвующих в этом интересном приключении.
Подписывайтесь, чтобы оставаться в курсе событий мира, технологий и инноваций. Будем рады Вас видеть в наших рядах!