Несмотря на тяжелые времена, в годы Великой Отечественной войны киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм» не останавливали свою работу и сняли множество фильмов. Рассказываю, как это было.
Киностудии перевезли в Алма-Ату
В конце лета 1941-го года встал вопрос об эвакуации советских киностудий. Изначально планировалось перевезти их в Новосибирск или Куйбышев, но города уже были перенаселены беженцами. Тогда же было решено перевезти их в Алма-Ату. Первым делом была эвакуирована студия «Ленфильм». Сотрудникам чудом удалось выехать из города за несколько дней до того, как сомкнулось кольцо блокады. Эвакуация была экстренной, и «Ленфильму» удалось вывезти лишь небольшое количество оборудования.
Спустя месяц, 14 октября 1941-го, из Москвы в Алма-Ату отправились два железнодорожных состава с коллективом «Мосфильма», техническим оборудованием, реквизитом и костюмами. К приезду «Мосфильма» и «Ленфильма» осенью 1941-го была открыта Алма-Атинская киностудия художественных фильмов. В результате три киностудии объединились в Центральную объединенную киностудию (ЦОКС), чтобы оптимизировать работу во время войны.
Жилья для приехавших из Москвы и Ленинграда не хватало
Под ЦОКС были выделены Дом культуры и кинотеатр. Сотрудники киностудий не только работали в этих зданиях, но и жили там вместе с семьями – в городе не хватало помещений для того, чтобы расселить всех прибывших.
Специально для режиссеров и других выдающихся работников кинематографа был отведен восьмиквартирный дом, который изначально строился для преподавателей педагогического института. За домом быстро закрепилось название «лауреатник» – многие из жильцов были лауреатами Сталинской премии. В «лауреатнике» жили режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Леонид Трауберг, Григорий Козинцев, Иван Пырьев, актеры Николай Черкасов и Любовь Орлова.
Режиссер Григорий Козинцев рассказывал, что роскошных условий у них не было:
«Полное “На дне” Горького. Со стен течет – сырость. Четыре койки. Трауберги жили впятером. Актер Борис Бабочкин, приехав позднее, долго добивался ордера в этот дом, а когда добился, вынужден был вселиться туда вдесятером — с женой, детьми и родственниками, приехавшими из Саратова. Но никто не роптал. Вся страна жила так».
«Иван Грозный» и другие фильмы ЦОКС
Поначалу ЦОКС занималась доработкой фильмов, съемки которых начались еще в мирное время. Среди них были картины «Свинарка и пастух», «Машенька» и «Котовский». Затем наступило время фильмов о войне. Актеры, сценаристы и режиссеры встречались с ранеными, выезжали в военные части и писали сценарии по мотивам рассказов с фронта. Так появились картины «Жди меня», «Воздушный извозчик» и «Беспокойное хозяйство».
Главной работой ЦОКС, снятой во времена войны, стал фильм «Иван Грозный». С идеей создания фильма о первом царе выступил Иосиф Сталин. Он выбрал режиссера, Сергея Эйзенштейна, и лично утверждал сценарий. Работа над фильмом проходила тяжело: не хватало пленки, декораций и костюмов. Режиссеру пришлось обращаться к власти за помощью – для фильма ему выделили дорогие шелковые ткани и платья из музеев. К съемкам также привлекались кавалерия и пехота. В свободное время от съемок военные проходили боевую подготовку.
В 1943-м году в Алма-Ате случилась эпидемия брюшного тифа, из-за которой скончались некоторые сотрудники ЦОКС: актер Борис Блинов и актриса Софья Магарилл – первая жена режиссера Григория Козинцева. Эпидемия также осложнила работу над фильмом, поскольку актеры боялись заразиться на съемочной площадке.
Съемочная группа часто работала по ночам, так как днем электроэнергия требовалась военным заводам. Павильоны не отапливались – на некоторых кадрах можно увидеть, как у актеров выходит пар изо рта. Хоть трудности и осложнили съемки, Эйзенштейн представил первую часть фильма комитету по кинематографии в декабре 1944-го года.
В 1944-м году «Мосфильм» и «Ленфильм» вернулись в родные города, а ЦОКС был расформирован. В 1960-м году Алма-Атинская киностудия была переименована в «Казахфильм» – эта студия работает и по сей день.