В настоящее время, многие граждане достаточно небрежно относятся к санитарно-эпидемиологическим правилам, тем самым подвергают себя и свое окружение опасности. Несмотря на требования и указания Роспотребнадзора о соблюдении системы самоизоляции, граждане игнорируют данные просьбы, это вызывает рост заболеваний, а именно короновирусную инфекцию. Указания и правила для борьбы с распространением данной инфекции относится исключительно для всех граждан, стоит заметить, что на сотрудников и работников санитарно-эпидемиологических станций, медицинских учреждений, а также предприятий общественного питания возлагаются особые обязанности, в которых указывается деятельность по принятию тех или иных решений по поводу инфекционных заболеваний. Как было сказано выше, нужно понимать, что данные указания распространяются и на обычных граждан, но к сожалению, они не знают, а может быть даже и не догадываются, что за невыполнение данных рекомендаций может грозить опасность самим гражданам, их близким и их окружению, но и привлечение к уголовной ответственности. Это является актуальностью данной темы.
Согласно части 1 статьи 236 УК РФ в редакции федерального закона от 01.04.2020 №100-ФЗ, преступлением является нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей создавшее угрозу наступления таких последствий. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, относится к части 2 статьи 236 УК России. Часть 3 — нарушение этих правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.[1]
Коронавирус COV ID -19 - это инфекционное заболевание, которое вредно для окружающих. Это болезни человека, характеризующиеся тяжелым течением, высокой степенью смертности и инвалидности, быстрым распространением (эпидемией) среди населения.Данные преступления, а именно по частям 1 и 2 статьи 236 УК РФ будут расследовать следователи органов внутренних дел России. А преступления по части 3 статьи 236 УК отнесли к ведению следователей Следственного комитета России.
С 01.04.2020 года статья 236 УК РФ действует в новой редакции. Это и есть материальный состав. Субъект-это действие или бездействие, в том числе нарушение санитарно-эпидемиологических правил. Основным криминализирующим признаком нормы являются общественно опасные последствия в виде крупномасштабного заболевания или отравления человека (согласно части 2 статьи 236 УК РФ-смерть человека), которые должны быть причинно-следственными с указанными деяниями. При отсутствии таких последствий нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства влекут административную ответственность.
С начала эпидемии коронавируса было принято несколько нормативных законов и постановлений, устанавливающих требования к здоровью. Это Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 24.01.2020, Постановление № 5 от 02.03.2020.
Халатное отношение, которое является характеристикой лица, в профессиональные или служебные обязанности которого входит предвидение последствий, непосредственно ложится на состав анализа. Другие виды умысла и легкомыслия возможны также для потенциальных и реальных носителей вируса, которые обязаны соблюдать режим изоляции, но их волевые факторы будут во многом зависеть от объективной ситуации.
Один из главных вопросов на эту тему является угроза виновного по данной статье. Рассмотрение уголовных дел по части 1 статьи 236 УК РФ относится к компетенции мировых судей (часть 1 статьи 31 УПК РФ), а по части 2 и 3 статьи 236 УК РФ к компетенции областных судов (наказание по части 1 статьи 236 УК РФ штраф в размере от 500 до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного на срок от одного года до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет), либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Нарушение данных правил, а именно санитарно-эпидемиологических может выражаться в совершении активных действий: производство и выпуск некачественных товаров, пищевых продуктов, которые представляют опасность для человека, нарушение норм при организации питания в общеобразовательных учреждениях, использование различных способов захоронения отходов производства, которые также опасны, спуск сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственного назначения, оборот и использование некачественной питьевой воды, использование препаратов, не прошедших сертификацию при вакцинации и.т.п. Нарушение данных правил как в действии так и в бездействии, а именно неосуществление безопасных условий труда, непроведение ограничительных мероприятий на основании указаний и предписаний санитарных врачей, уклонение от карантинных мероприятий, от изоляции инфекционных больных.
Процесс доказывания причинной связи между действиями и наступлением вредных последствий не простой, так как очень сложно опять конкретных факт заражения конкретного человека в период эпидемии инфекции. А с учетом долгого инкубационного периода новой короновирусной инфекции COVID-19 это еще сложнее. Стоит отметить, что вирусоноситель не во всем периоде своего вирусносительсва выделяет вирусы в окружающую среду в том количестве, которое достаточно для заражения окружающих. Данная угроза заражения доказывается только судебно-комплексной, судебно-эпидемической экспертизами. В частности, исследователями экспертов, а также специалистов-инфекционистов. Но у любого теста есть вероятность ложно положительного результата. Однако, положительного результата теста подзащитного для возбуждения уголовного дела будет недостаточно. Так как между положительным тестом и нарушением карантинных правил могло пройти достаточно времени для излечения либо имелась вероятность наступления периода, когда у гражданина не выделялся вирус в эпидемических значимых количествах. Именно поэтому ответ на вопрос о заразности подзащитного может быть получен исключительно экспертным путем.
Данные разбирательства по поводу этой статье начались совсем недавно в 2020 году, следовательно, судебной практики не так много, именно поэтому следствия велись и продолжают вестись по аналогии с 122 статьей (Заражение ВИЧ-инфекцией).
Привлекаемый гражданин к уголовной ответственности по 236 статье УК РФ должен заявить следующие ходатайства:
1. Об истребовании соответствующих лицензий у организации, выполнившей исследование, и у организации — производителя тестового оборудования (реагенты, тесты)
2. О получении свидетельств об образовании всех лиц, причастных к исследованию биоматериала, об их переподготовке для работы на конкретном оборудовании;
3. О сертификации оборудования и т. д.
Также имеет смысл получить заключение специалиста с оценкой всех полученных стороной защиты данных. Данные экспертизы проводятся в соответствии с законодательством об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством РФ порядке (Федеральный закон от 28.12.2013 № 412 ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1602 «О порядке аттестации экспертов на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований») должностными лицами санэпиднадзора и организациями.
Под угрозой лица, вызывающего крупномасштабную инфекцию или отравление, понимается ситуация, которая возникает, которая приведет к вредным последствиям, предусмотренным законом, если не будут приняты своевременные меры или иные обстоятельства, не зависящие от того, кто нарушает санитарные правила, независимо от того, желает ли преступник появления такой угрозы, относится ли он к ней равнодушно или не имеет достаточных оснований ожидать, что она не произойдет, ее существование обычно зависит от текущей эпидемиологической ситуации, а также от того,
Рассмотрим пример судебной практики по 236 ст. УК РФ.
Приговор № 1-27/2020 1-733/2019 от 4 февраля 2020 г. по делу № 1-27/2020
Кочанова З.К. нарушила санитарно-эпидемиологические правила, что повлекло по неосторожности массовое заболевание людей, при следующих обстоятельствах.
В период времени с 05.04.2018 по 06.04.2018 Кочанова З.К., находясь в пищеблоке корпуса №2 МАДОУ «Детский сад №...» по адресу: ..., не надлежащим образом отнеслась к возложенным на нее обязанностям, предусмотренным п. 3.16, п. 3.20 «Должностной инструкции подсобного рабочего», утвержденной 01.02.2016 директором учреждения, в соответствии с которыми она обязана знать основы гигиены и санитарно-эпидемиологические правила, допустила нарушения указанных требований и санитарных правил и норм, предусмотренных СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 с изменениями и дополнениями от 20.07.2015, 27.08.2015 (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд приговорил:
Кочанову Зою Константиновну признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ, и назначить ей наказание в виде ограничения свободы сроком на 6 месяцев с установлением следующих ограничений: не выезжать за пределы территории МО МР «...», не изменять места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции; с возложением обязанности являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию 1 раз в месяц.[2]
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день привлечь к уголовной ответственности лицо, которое должно соблюдать изоляцию и медицинские указания, которые содержаться в Постановлении № 17, по ст. 236 УК РФ крайне затруднительно, если вообще возможно. Позиция защиты по такой категории дел должна основываться на отсутствии субъективных признаков состава преступления по выше названным обстоятельствам.
Редакция статьи 236 УК РФ (новая) граничит с объективным вменением, что недопустимо в уголовном законе. В соответствии данной редакции ч. 1 ст. 236 УК, привлекать к ответственности предполагается за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу массового заболевания или отравления людей. То есть появился альтернативный состав преступления. Итак, если лицо привлечено к уголовной ответственности за нарушение приказа роспотребнадзора о карантинных и иных карантинных мероприятиях, граждане должны опровергнуть признаки преступления. Прежде всего, связь между поведением (бездействием) нарушителя и вредными последствиями, а также отсутствие создания опасности. Эпидемиология наука о массах. Роль специфических инфекций и отдельных лиц принадлежит обычной медицине.
Также можно сказать, что в наше время нужно соблюдать санитарно-эпидемиологические меры, так как показывает практика, несмотря на то что данный процесс довольно сложно расследовать, можно получить реальный срок или штраф. Законодатель относительно недавно ввел данную статью, но это не означает, что она не будет распространяться и усовершенствоваться для общего блага населения.
[1] http://www.consultant.ru/documen t
[2] https://sudact.ru