Найти тему
ОЧЕ ВИДНО

А где же русские Венеры? Живопись XVIII – XX веков

Г.И. Семирадский "Нимфа" 1869 г.
Г.И. Семирадский "Нимфа" 1869 г.

В предыдущих статьях я описал, как прообразами богини Любви - Венеры, были обыкновенные земные женщины, и как художники западной Европы, на протяжении нескольких веков, не боясь инквизиции, создавали свои бессмертные картины.

А что же на Руси? Как русские художники изображали магию женской красоты? Где русские Богини?

Как и во всем, отставание лет на 200. Если в западной Европе, не смотря на религиозные запреты, смогли разграничить в живописи понятия голого и обнаженного тела, когда первое «пробуждает низменные желания», а второе «возвышает душу созерцанием прекрасного», то на Руси в этом отношении долго главенствовало понятие «срам».

Возможно, до XVIII века русские художники и пытались, вопреки запретам, изобразить красоту женщины в неприкрытом виде, но, скорее всего, эти работы были уничтожены, а сами художники поплатились за это.

Однако, «ничто не вечно под луной» и вот живописец Высочайшего двора, выходец из немецких живописцев Георг Кристоф Гроот (1716 – 1749), писавший портреты особ императорской фамилии и русской знати, написал картину «Портрет императрицы Елизаветы Петровны в образе Флоры» (1747-48 гг.),

-2

а Флора – это древнеримская богиня цветов, весны и плодородия.

Возможно, с этого момента и с этой картины было получено некоторое снисходительное благоволение на творчество в этом направлении. Как и в западной Европе 200 лет до того, образы поначалу создавались в мистическом ключе, отображая древнегреческие и древнеримские легенды.

Генрих Ипполитович Семирадский (1843 – 1902) – польский и русский художник. Учился в Харькове и в Петербурге, но большую часть творческой жизни провел в Риме. Очевидно, что имея возможность изучать картины художников эпохи Возрождения, Семирадский сам проникся образами мифических героев древнего эпоса.

Картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» 1889 г.

-3

Сюжет картины интересен тем, что в нем переплетены мифические и реальные персонажи. Фрина – вполне земная женщина, древнегреческая гетера (нет, не «легкого поведения»). Она позировала скульптору Праксителю для создания скульптуры «Афродита Книдская», позировала художнику Апеллесу для картины «Афродита Анадиомена» (выходящая из моря).

На картине Семирадского Фрина решила состязаться красотой с самой богиней красоты. По легенде, Афродита вышла из моря, Фрина же, никогда ранее не показывавшая всем людям своего тела, сбросила с себя одежду и гордо стала спускаться к морю.

Художник так мастерски изобразил эту сцену, что прямо с выставки картина была приобретена императором Александром III .

Другие известные русские художники практически не обращались ни к греческой, ни к римской мифологии, видимо стараясь совместить в одном образе «красоту небесную» и «красоту земную». Конечно, у каждого было свое видение этих образов и свои способы их изображения.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847), род которого имел греческие корни, изобразил двух купающихся крестьянок.

«Купальщицы» 1829 г.

-4

Две простые женщины, привыкшие к труду, тем не менее из образы ничем не хуже богинь в творчестве западноевропейских художников.

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911), хоть и назвал картину «Натурщица с вазой» (1905 г.), но, если немного сменить ракурс, напоминает «Венеру перед зеркалом» Диего Веласкеса.

-5

Художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884 – 1967) изобразила обычную земную женщину, но глядя на нее, вспоминаются небесные Венеры европейских мастеров.

«Купальщица» (1911 г.)

-6

Илья Ефимович Репин (1844 – 1930).

«Натурщица с собакой» (около 1920 г.)

-7

Если уж не одна из главных богинь, то из их свиты, где вместо собаки изображались козлята или другая мелкая живность.

Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927), был учеником Репина, но к образу русской красавицы подошел по-своему.

«Русская Венера» (1925-26 гг.)

-8

«Купальщица» (1921 г.)

-9

Как видно, образ русской красавицы в картинах русских мастеров, хоть и имеет не мифический, а более земной характер, но выглядит более живым, более настоящим, чем выдуманные и приукрашенные персонажи картин европейских художников.

Понравилась статья? Ставьте лайк! Подписывайтесь на мой канал!