Найти в Дзене

Предсмертное прощание Пушкина с церковью и царём

«Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.»

А.С. Пушкин

  ...По окончании дуэли, в шесть часов после обеда, 27 января 1837 года, Александр Пушкин привезён был домой подполковником Данзасом.Когда Жуковский, узнавший в 10-ть часов вечера о случившемся, приехал, то там были уже доктор Арендт и Спасский, князья Вяземский и Мещерский. На вопрос Жуковского:

- Каков он? - Арендт ответил:

- Очень плох, умрёт непременно. Пушкин просит:

- Попросите государя, чтобы он меня простил. Жду царского слова, чтобы умереть спокойно, - сказал ему Пушкин.

Аренд с этой просьбой уехал к царю. Покинув Пушкина, он отправился во дворец, но не застал государя, который был в театре. Арендт сказал камердинеру, чтобы по возвращению его величества было донесено ему о случившемся и просьбе Пушкина, и возвратился к умирающему.

Около полуночи приезжает от государя фельдегерь с повелением от государя Арендту прочитать Пушкину письмо, собственноручно государём к нему написанное, и тотчас обо всём донести.

- Я не лягу, я буду ждать, - передал фельдегерь сказанное государём Арендту.

-  Письмо же приказано возвратить.

Арендт зачитал письмо умирающему Пушкину. Царь писал:

«Если Бог не велит нам более увидеться, посылаю тебе моё прощение, и вместе мой совет: исполнить долг христианский. О жене и детях не безпокойся: я их беру на своё попечение.»

 Пушкин немедленно исполнил желание государя. Послали за священником в ближнюю церковь. Умирающий исповедовался и причастился с глубоким чувством. Когда Арендт прочитал ему письмо государя, он вместо ответа поцеловал его и долго не выпускал из рук, но Арендт не мог ему его оставить. Несколько раз Пушкин повторял:

 - Отдайте мне это письмо, я хочу умереть с ним. Письмо! Где письмо?
Арендт успокоил его обещанием испросить на это изволения у государя.
Когда  поутру кончились его нестерпимые страдания, он сказал:

- Позовите Жуковского.

Жуковский пишет:

- Я подошёл, взял его похолодевшую руку, поцеловал её, и спросил у него:

- Что мне сказать государю от тебя?

- Скажи, - отвечал он, - что мне жаль умереть, был бы весь я его. Скажи, что я ему желаю долгого, долгого царствования, что я ему желаю счастия в его сыне, счастия в его России...

Эти слова говорил он слабо, отрывисто, но явственно. Затем он простился с Вяземским, графом Виельгорским. Затем, взявши себя за пульс, сказал Спасскому:

- Смерть идёт.

Когда подошёл к нему Тургенев, он посмотрел на него два раза пристально, пожал ему руку, казалось, хотел что-то сказать, но махнул рукою и только промолвил:

- Карамзину!

Свидание их продолжалось только минуту. Когда Катерина Андреевна отошла от постели, он её кликнул и сказал:

- Перекрестите меня.

Потом поцеловал у ней руку.

... В три четверти третьего часа пополудни, 29 января, вдруг, как будто проснувшись, Пушкин раскрыл глаза, лицо его прояснилось и он сказал:

- Жизнь кончена! Кончена жизнь! - повторил он внятно. - Тяжело дышать, давит! - были последние слова его.