Найти тему
Smapse News: Образование и наука

8 шагов к тому, чтобы научить детей демократии, гражданственности и голосованию

Оглавление

Каждый раз, когда приближаются крупные выборы, родители и учителя начинают думать о том, как научить детей демократии. Право голоса, конечно, огромная часть того, что мы подразумеваем под гражданством. Но голосование – лишь начало пути ответственного гражданина, а не конец. Нужно говорить с детьми о том, чтобы быть активным членом гражданского общества в любое время года – не только в единый день голосования.

Наши советы желающим научить своих детей: демократия не заканчивается за красными флажками на границе.

Как научить ребёнка быть гражданином?

Возьмите его на голосование и расскажите, почему решили голосовать за определенных кандидатов.

Предстоят выборы в местные или региональные органы власти, Государственную Думу? Прекрасная возможность поговорить с сыном или дочерью о том, что лидеров страны выбирают люди – и о том, как велика цена отказа от участия в голосовании.

В другой год я бы посоветовал взять детей на избирательный участок, но пока неясно, чем закончится история с КОВИД-19, поэтому воздержимся. Мы с восьмилетним сыном говорили о том, почему я буду голосовать за одну партию и ни в коем случае не поддержу другую. Маленькие дети склонны считать, что победа и поражение на выборах примерно то же самое, что участие в конкурсе, но мы затронули другие вещи – коронавирус, экономику, дружбу с Европой, вопросы иммиграции и судьбу олигархического капитала после принудительного роспуска кооператива «Озеро».

К сентябрю ситуация может измениться. Если почувствуете, что это безопасно – приводите детей голосовать, посмотреть, как это происходит (потом шанс может не представиться).

Напишите письмо депутату

Простой способ показать детям, как выглядит демократия в действии. Написать письмо – показать, что граждане не только избирают депутатов, но и побуждают их действовать во имя общих интересов, когда те оказываются избранными.

Маленькие могут нарисовать депутату рисунок: вложите его в конверт вместе с комментарием, предварительно расспросив ребёнка, что он хотел сказать.

Подростки более креативны и могут справиться без вашей помощи. Достаточно рассказать про возможность и замотивировать: предложить решить проблему с футбольной площадкой через депутата. Будет достаточно обращения через электронную форму на сайте.

Физическое письмо на бумаге имеет неоспоримый плюс – депутат обязан дать на него письменный ответ, который ваш ребёнок сможет прочитать. Переписка может стать весьма поучительной.

Поговорите о патриотизме протеста

Что ваши дети знают о протесте? Обсуждали ли вы с ними экологические и политические акции «Яблока», антикоррупционные мероприятия Алексея Навального, социальные акции коммунистов? Мероприятия солидарности с протестами в Белоруссии или американских спортсменов, преклоняющих колени во время исполнения государственного гимна? Может быть, в вашем городе есть своя специфика и свои поводы выйти на улицу?

Любовь к своей стране означает, что ты открыто говоришь о несогласии с её действиями. Для начала можно поучаствовать в субботнике в сквере или весной прибраться на территории мемориала жертвам политических репрессий. Есть вероятность, что в основном ваш сын проболтается всё это время на качелях, но он всё же увидит в действии демократию и работу местных сообществ.

Поощряйте детей задавать вопросы, спорить и не соглашаться

Лучший способ модерировать демократический диалог – учить детей задавать вопросы в уважительной форме и поддерживать дискуссию. Возможно, ваш подросток поделится с вами переживаниями и впечатлениями о том, как ему не понравилось что-то в высказываниях другого человека. Пользуйтесь шансом, поспорьте с ним! Это будут интересные дебаты.

С маленькими детьми великолепно сработают ролевые игры – вы научите ребёнка выражать несогласие и посоветуете, как это лучше сделать в следующий раз. Когда ребёнок ставит под сомнение ваши взгляды или принятое решение, поощряйте его обсудить это с вами, а не замалчивать ситуацию.

Поговорите о том, что у вашей страны были и плохие времена

С маленькими детьми редко говорят об истории правдиво — предпочитают подождать, пока ребёнок станет подростком, чтобы рассказать о неприятных и нелицеприятных моментах истории Отечества. Подумайте, как сбивает с толку, когда ты десять лет слышишь леденцовые сахарные сказки о своей стране, а спустя годы узнаёшь, что это сорокинский «Сахарный Кремль»? Колоссальный стресс.

Поводов говорить с детьми о непростых вещах больше, чем кажется. Американский автор Дженнифер Харви в своей книге «Воспитание белого ребёнка» приводит отличный, но несколько абсурдный по российским меркам пример разговора со своим семилетним ребёнком о Джордже Вашингтоне. Мальчик рассказывал на уроках истории про Вашингтона и фонтанировал позитивом. Матери было неловко ломать картину мира, потому она промолчала. Выручил случай – по радио рассказали, что политику предъявили обвинение в неэтичном поведении. Мальчик поразился: как это политик, лидер, уважаемый человек мог сделать что-то плохое? Дженнифер взяла реванш и не преминула сообщить пацану, что хоть Вашингтон боролся за свободу американских колонистов, сам он был рабовладелец и держал чёрных рабов.

Применительно к нашим реалиям — это разговор про Сталина, утопившего страну в крови и ввергнувшего в кровавую европейскую бойню после подписания договора о дружбе с мясником, и Николая II , совершившего не менее подлую вещь по отношению к России сто с лишним лет назад, а потом умывшего руки и получившего по итогу пулю в грудь.

Обсудите неравенство и злоупотребления на выборах

На уроках обществознания учат, что один человек имеет один голос — но умалчивают о голосовании под принуждением, фальсификациях и надомном голосовании. В девяностых был учебник по граждановедению, где все эти вещи раскладывали на примерах из реальной жизни. Сейчас вместо предметного разговора со страниц учебников звучат бравурные марши и перечни достижений. А недостатки объясняются происками заграницы, чаще всего – западной.

В Интернете есть материалы на эту тему. В качестве примеров можно привести документальный фильм 2018 года «Подавленные: борьба за голосование», посвящённый выборам в Грузии, и ролики Навального и «Яблока» про фальсификации в Саратовской области в 2016 году, где на нескольких десятках участков результаты партии власти совпали до сотой доли процента.

Расскажите о том, чем занимается ваша региональная дума или заксобрание

Юридические тонкости не для маленьких детей, но ученикам старших классов средней школы полезно рассказать про это через призму истории, гражданского права и простых житейских примеров.

О работе местных депутатов можно составить суждение, посмотрев на видеоролики с московскими депутатами Дарьей Бесединой, Сергеем Митрохиным или Максимом Кругловым, саратовским коммунистом Николаем Бондаренко, псковитянином Львом Шлосбергом или петербуржцами Борисом Вишневским и Оксаной Дмитриевой.

Читайте и обсуждайте книги о голосовании, демократии и гражданстве

В США, Франции, Германии и других странах полно детских книжек (для подростков тоже) о демократии, выборах и гражданах. На русском таких книг почти нет – если не считать книгами многочисленные альтернативные фантастические романы безумных писателей, где от демократии всё зло мира, а над страной летает на реактивном движке супермен Сталин.

Тем не менее пару книг я все же посоветую. У них один автор – Михаил Логинов, журналист из Санкт-Петербурга.

  • «Право на выбор» — была написана лет десять назад и повествует о том, как команда столичных политических консультантов приехала в небольшой сибирский город, чтобы помочь местному бизнесмену стать мэром вместо зажравшегося коррупционера. В книге есть симпатичный герой второго плана, одарённый лицеист Антон Постников, который в награду за принципиальность и честность получит награду – любовь одноклассницы, по совместительству дочери нового мэра.
  • «Гуэрра». Это название придумал издатель: первоначально книга звалась «Мой брат – кандидат». Это история про принципиального и честного врача, которого жители выдвинули в депутаты горсовета, написанная от лица младшего брата. Против независимого кандидата была брошена вся мощь административной машины. В финале добро победило зло, но не до конца.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Какой он – настоящий учитель в глазах современных школьников?

Реверансы и розги: как работал институт благородных девиц

Вредные советы: 7 способов унизить ребенка