КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ, СОВРЕМЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Диагноз когнитивные нарушения у детей относится к самым распространенным заболеваниям головного мозга. По оценкам врачей когнитивными нарушениями разного характера и степени тяжести страдает каждый пятый ребенок (20%), при этом большинство таких случаев хорошо поддается коррекции. Поэтому родителям очень важно знать основные виды когнитивных нарушений, их причины и проявления, чтобы своевременно принять меры лечения и профилактики.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Развитие когнитивных функций
- Диагностика когнитивных нарушений
- Тяжелые когнитивные нарушения
- Синдром умеренных когнитивных нарушений
- Легкие когнитивные нарушения
- Коррекция когнитивных нарушений у детей
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
Весь спектр когнитивных функций у человека раскрывается с возрастом. Поэтому говорить о синдроме когнитивных нарушений у детей можно только имея в виду определенные этапы развития их познавательных способностей.
Когнитивные нарушения могут касаться любых направлений познавательной деятельности ребенка.
- Симптомы когнитивных нарушений проявляются в процессе восприятии информации – эту функцию называют «гнозис», и она связана с чувственным познанием мира через слух, зрение, вкус и др.
- Различные виды когнитивных нарушений встречаются при анализе информации и запоминании данных.
- Очень распространены когнитивные нарушения, связанные с речью, обучением, практической деятельностью.
ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Несмотря на то, что диагноз когнитивные нарушения непосредственно связан с функцией познавания и обучения, выявить отклонения в этой сфере удается уже в период первых месяцев жизни ребенка. Прежде всего потому, что когнитивные нарушения проявляются уже на моторном уровне. У ребенка с психомоторным отставанием развития с большой долей вероятности в последствие могут возникнуть проблемы и с задержкой речи, и трудности с учебой. Такому ребенку понадобится поддержка врачей и родителей.
Для оценки когнитивных нарушений у детей специалисты применяют тесты, которые выявляют отклонения от возрастной нормы в разных областях – сенсорной, двигательной, эмоциональной, волевой и др. Обычно когнитивные нарушения диагностируют, наблюдая за ребенком, опрашивая родителей, сравнивая показатели со принятыми стандартами в данной возрастной группе. В младшем и среднем школьном возрасте очень показателен тест Д.Векслера. Важнейшим моментом диагностики является выявление возможных фоновых болезней головного мозга, которые диагностируют в том числе аппаратными методами.
Коррекция когнитивных нарушений у детей
ТЯЖЕЛЫЕ КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Среди всех видов когнитивных нарушений сложнее всего поддаются коррекции такие формы заболевания головного мозга, где есть глубокие повреждения. Как правило, грубые когнитивные нарушения связаны с генетическими болезнями мозга, в том числе с хромосомными аномалиями, самой известной из которых является болезнь Дауна. Другой распространенной причиной являются врожденные пороки развития головного мозга.
Тяжелые, в том числе органические, когнитивные нарушения характеризуются серьезным отставанием ребенка в развитии по многим параметрам. Как правило, такие дети, а затем и взрослые, неспособны к самостоятельной жизни без опеки, однако при создании благоприятных условий, в том числе комфортной психологической атмосферы, многие из них способны успешно социализироваться и вести полноценную жизнь.
СИНДРОМ УМЕРЕННЫХ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ
Причинами умеренных когнитивных нарушений у детей часто бывают пренатальное (внутриутробное) и интранатальное (возникшее в процессе родов) поражение центральной нервной системы, формирующееся при гипоксии, недоношенности и других патологиях; прием матерью во время беременности некоторых медикаментов. Также когнитивные нарушения средней степени тяжести могут быть связаны с неврологическими заболеваниями – детским церебральным параличом (ДЦП), эпилепсией и др. Во всех этих случаях выраженность когнитивных нарушений сильно зависит от степени повреждения головного мозга и других участков нервной системы ребенка.
Дети, страдающие различными видами когнитивных нарушений умеренного характера, как правило, испытывают серьезные трудности с обучением и социализацией. Чаще всего когнитивные нарушения у них проявляются не одним симптомом, а целым комплексном – например, задержка в речевом развитии может сочетаться с психомоторными проблемами или с СДВГ. Успех коррекции этого состояния часто зависит от своевременного диагностирования и начала лечения.
ЛЕГКИЕ КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Незначительные пренатальные нарушения, осложнения во время родов, неосложненные заболевания нервной системы, дефицит витаминов и минеральных веществ могут привести к легким когнитивные нарушениям.
Диагноз когнитивные нарушения в легкой форме чаще ставят мальчикам, чем девочкам. Симптомы таких состояний обычно начинают проявляться в 5-7 лет и часто воспринимаются окружающими как индивидуальные особенности ребенка. Классификация когнитивных нарушений легкой степени:
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
- расстройства устной и письменной речи
- проблемы со счетом
- общие трудности с успеваемостью и поведением в школе
Легкие когнитивные нарушения обычно проявляются эпизодически, часто носят неяркий характер, что затрудняет диагностирование - их зачастую ошибочно относят к дефектам в воспитании, недостаткам силы воли, избалованности ребенка и т.д. Поэтому при любом подозрении на когнитивные нарушения у ребенка, его нужно обязательно показать психоневрологу и, при необходимости, провести курс лечения.
Диагностика и терапия когнитивных нарушений имеют свои особенности, которые связаны с возрастом ребенка, тяжестью проявлений, индивидуальными чертами самого пациента. Узнайте больше о разнообразии симптомов, возможностях выявления и современных способах коррекции когнитивных нарушений у детей.