Рабство - это система общественных отношений, при которой человек может находится в собственности у другого человека или государства. Сегодня рабство осуждается и запрещено на международном уровне. Кто-то может подумать, что осуждение рабства случилось благодаря следованию людей библейской морали, однако это не так.
Отмена и осуждение рабства имело экономические, политические и гуманистические причины. Именно этика гуманизма привела к тому, что рабство стали рассматривать как пережиток и зло.
Рабство в Ветхом Завете
Рабство - необходимый институт для существования библейских сообществ. Вообще, это странно, потому что евреи как народ, согласно Библии, всегда стремились избавиться от рабства. Освобождение от пленения является главным лейтмотивом ветхозаветной истории. Зато сам народ Израиля мог держать рабов.
В Книге Левит описаны законы для содержания рабов, причем правила для рабов-евреев и рабов-неевреев отличаются. Разумеется, отношение к рабам-неевреям было суровее, чем к рабам-евреям. В других книгах Библии много раз повторяются сюжеты о порабощении каких-нибудь народов израильтянами. Ветхозаветные патриархи имели рабов и гнушались этого. Рабство было нормой для ветхозаветных людей.
Может в Новом Завете представлено иное отношение к рабству?
Рабство в Новом Завете
С одной стороны, можно подумать, что Новый Завет, а значит всё христианство, осуждает рабство, ведь там сказано:
"Итак, братья, мы дети не рабыни, мы дети свободной! Христос освободил нас, чтобы мы были свободными. Поэтому стойте твердо и не подвергайтесь вновь рабству."
Послание к Галатам 4:31-5:1
Также есть строки с побуждением к освобождению:
"Вы были куплены за дорогую цену, так не становитесь же рабами людей."
1-е Коринфянам 7:23
Создается впечатление, что в этих посланиях апостол Павел осуждает рабство и призывать людей освободиться. Но контекст этих строк разрушает это впечатление. В первом случае Павел лишь сравнивал христиан с законнорожденным ребенком пророка Авраама Исааком, мол, они не дети рабыни Агари, а дети свободной Сарры. Речь идет о духовном служении Иисусу Христу, освобождении от власти смерти.
Во втором случае апостол Павел призывает не быть рабами людей в том смысле, что их истинное служение должно быть обращено к Иисусу Христу. Там же он говорит, что каждому лучше находиться при своем положении, когда Бог призовет их, потому что все христиане свободны перед Богом и одновременно являются рабами Христа.
Подтверждением этого являются строки из Послания к Ефесянам:
"Рабы, подчиняйтесь вашим земным хозяевам с почтением и страхом, от чистого сердца, как вы подчинялись бы и Христу."
В Послании к Филимону, которое как раз посвящено отношениям между господином и рабом, сказано, чтобы господин должен относится к своим рабам с братской любовью, с уважением. Об этом также сказано в Послании к Колоссянам:
"И вы, господа, поступайте со своими рабами справедливо и достойно, помня о том, что и у вас есть Господин на небесах."
Послание к Колоссянам 4:1
Иисус в евангелиях тоже не осуждает рабство, зато он сравнивает отношения раба и господина как пример отношений между Богом и человеком. То есть для Иисуса разговоры о рабстве носили духовный характер, а не социальный.
Вывод
В Библии нет осуждения института рабства, потому что рабство не представлялось чем-то аморальным. Рабство было нормальной частью общественных отношений того времени. Зато в Библии есть изменение отношения к рабству. В Новом Завете, в отличие от Ветхого, отношение к рабам становится более лояльным. Делается четкий акцент на том, что перед Богом равны все, независимо от положения в обществе, в частности об этом свидетельствует следующий отрывок:
"Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины, вы все одно в Христе Иисусе!"
Послание к Галатам 3:28
Статья по теме: Почему в православии верующих называют "рабами божьими"