Снять хороший фильм ужасов — невероятно сложное искусство. Если, конечно, речь не идет о благодарной зрительской аудитории в виде детей. Обычного же взрослого человека, родившегося и выросшего в СССР, мало что способно испугать. Проще всего прибегнуть к помощи скримеров, когда зритель вздрагивает не столько от ужаса, сколько инстинктивно реагирует на внезапные крики, выскакивающие из ниоткуда клыкастые рожи и тому подобные примитивные приемы. Создать же кино, от просмотра которого кровь стыла бы в жилах, удается редко. Сегодня вспомним десять именно таких лент.
10. «Молчание ягнят» / The Silence of the Lambs, Джонатан Демме, 1991
По всем западным землям США прокатилась волна ужасающих убийств. Все жертвы маньяка — молодые женщины, которые при разных обстоятельствах оказываются в руках похитителя. Сотрудники ФБР не сомневаются в том, что ко всем злодеяниям причастен один и тот же человек. Его выдает кровавый почерк и полное отсутствие улик.За расследование преступления берется Кларисса Старлинг, опытный агент с достаточно сложной жизненной историей. Не имея иных вариантов, она идет на сделку с опасным заключенным Ганнибалом Лектером, отбывающим срок за многочисленные убийства и каннибализм. Будучи тонким психологом, этот преступник может оказать незаменимую помощь в расследовании таинственного дела. Но есть одно важное условие, соблюдение которого позволит получить ценную информацию. Кларисса должна посвятить малоприятного собеседника во все тонкости своей непростой личной жизни.Гениальный убийца начинает психологическую игру, порождающую внутренний конфликт в душе агента. Он, словно сам дьявол, умудряется раскрыть даже самые потаенные уголки ее разума и всячески пытается найти слабые стороны своей собеседницы. Но ставки велики, ведь личная жертва позволит приблизиться к поимке опасного маньяка. Каждая встреча с заключенным оставляет свой губительный отпечаток на психическом состоянии Клариссы.
9. «Бабадук» / The Babadook, Дженнифер Кент, 2014
Овдовевшая Амелия не раз задумывалась о самоубийстве. От мрачных мыслей девушку отвлекал лишь ребёнок, постоянно нуждающийся в материнской любви и заботе. Глядя на личико единственного сына, она каждый раз вспоминала о его отце, и это придавало молодой женщине сил, чтобы смириться с утратой и жить дальше.Папа Сэма погиб в тот день, когда кроха должен был появиться на свет. По дороге в родильный дом произошло непоправимое, и малыш уже никогда не сможет встретиться со своим родителем. Амели понимала, что семилетнему сорванцу нужна мужская рука, но не могла заставить себя полюбить другого мужчину, отталкивая назойливых кавалеров.Сэм рос неспокойным, нервным и чутким ребёнком; со сверстниками практически не общался, чаще безвылазно сидел в своей комнате, разглядывая найденную на чердаке книгу и донимая почитать ему вслух. Женщина нехотя согласилась, хоть книжка ей и не нравилась — обложка мрачная, да и название странное — «Мистер Бабадук». Главным героем повествования являлось некое тёмное существо из параллельного мира, являющееся в кошмарах тем, кто имеет неосторожность узнать о его существовании.После прочтения мистической истории, с семьёй начали твориться странные вещи — в доме передвигались предметы, по ночам слышались шаги и хохот, а однажды хозяйка обнаружила в супе толчёное стекло. Мальчик отказывался признаваться в проказах и сваливал вину на Бабадука, который якобы воплотился в реальности и преследует его. Из-за невидимого чудовища он даже подрался с двоюродной сестрой, разбив девочке нос только за то, что она осмелилась усомниться в присутствии монстра.Из школы, превращающегося в истеричного деспота, ребенка также пришлось забрать. Вспылив, мать разорвала злополучный роман на части. С сыном случился нервный приступ, а книга вернулась в дом в целости и сохранности, да ещё и пополнилась новыми страницами с изображениями самой Амелии, убивающей пса и душащей собственного сына. Чудовище открыто угрожало своей противнице, обещая разрастаться внутри неё самой.Понимая, что является смертельной угрозой для нормального общества, несчастная вдова ищет способ избавиться от мучительных видений и навязанных чудищем мыслей. Ей удаётся изгнать незваного гостя из своего сознания, однако, теперь окрепший Бабадук может принимать любые формы и образы, какие ему только вздумаются. Чтобы добраться до мальчишки и ещё больше унизить его единственную защитницу, он принимает облик мужчины, за один взгляд на которого, Амели готова была отдать жизнь.
8. «Сияние» / The Shining, Стэнли Кубрик, 1980
Ежегодно частный отель во время мертвого сезона прекращает свою работу. Руководство предлагает хорошую зарплату сотрудникам за то, что они соглашаются пожить в полном уединении в это время. Однако во время прошлого сезона произошло непоправимое: мужчина приехавший в гостиницу с двумя дочерьми и женой, сошел с ума. В состоянии психической нестабильности он убил все, кто находился в здании, включая дорогих людей. Новый работник Джек Торренс наслышан о жуткой истории, но полностью уверен, что у него подобного на будет. Он сможет легко пожить в отеле со своей семьей и при этом у них получится заработать хорошие деньги.Супруга верит в мистику, поэтому не сразу дает согласие на поездку, но желание заработать внушительную сумму денег дает о себе знать. Торренсы спешат добраться до указанного места и поскорей приступить к выполнению обязанностей. Проходит всего пара дней, как с мужем начинают происходить невероятные изменения. Его поведение вызывает у супруги недоумение и порой даже страх. Джеку снятся жуткие сны, которые постепенно начинают материализоваться. В конечном итоге жизнь семейства в гостиницы начинает напоминать настоящий кошмар…
7. «Невинные» / The Innocents, Джек Клейтон, 1961
Мисс Гидденс нанимается гувернанткой в шикарное поместье к двум детям без родителей, Флоре и Майлзу. Девочка выглядит абсолютным ангелочком, и прибывший раньше времени из школы Майлз тоже отличается манерами, но мисс Гидденс чувствует, что дети что-то скрывают. По какой-то причине мальчика исключили из школы, и в поместье, как выясняется, обитают призраки не так давно почивших прежней гувернантки и садовника.
6. «Суспирия» / Suspiria, Дарио Ардженто, 1977
Классическая история ужасов с элементами триллера и драмы. Многие ценители считают эту киноисторию изюминкой хоррора.Сюзи — юная балерина. Она приезжает из Штатов для учебы в старинной итальянской школе танцев. С первых же мгновений, как только она увидела старый особняк, в душе ее зашевелилась тревога.Девушку не поселили в пансионат для будущих балерин, хотя это было оговорено заранее. Пока Сюзи выясняла этот вопрос, она увидела, как из здания школы выбежала растрепанная девушка.На следующий день вопрос с устройством Сюзи был решен — она стала жить в школе, а девушка, которую американка видела накануне, была садистки убита той же ночью.Тревога Сюзи зашкаливает. Она понимает, что вокруг нее творится нечто ужасное. В школе идут занятия, перед сном ее угощают итальянским вином, но в него почему-то добавляют снотворное.Сюзи начинает свое расследование. Сильное желание докопаться до правды побеждает жуткий страх. Вокруг есть от чего прийти в панику, жестокие убийства связаны с нечеловеческой природой.Выясняется, что в школе решили устроить шабаш ведьмы, которые не остановятся ни перед чем, и кровь девушек на их руках.Как быть Сюзи? Бежать или помочь другим девушкам? Как выжить в этом очаге мистического ужаса?
5. «Глубокой ночью» / Dead of Night, Альберто Кавальканти, Чарльз Крайтон, Бэзил Дирден и Роберт Хеймер, 1945
Таинственный клиент приглашает архитектора Крэйга в свой дом, и по прибытии у Крэйга появляется странное чувство, что это место ему знакомо, несмотря на то, что ранее он никогда тут не бывал. Вскоре выясняется, что это на самом деле кошмарный сон, и чтобы пробудиться, Крэйгу придётся выслушать пять страшных историй от собравшихся здесь людей.
4. «Психо» / Psycho, Альфред Хичкок, 1960
Мэрион Крэйн работает в риэлтерской конторе, но мечтает удачно выйти замуж и вырваться из этого ужаса. Она тайне встречается с Сэмом Лумисом, и ждёт его предложения. В один из рабочих дней клиент оставляет внушительную сумму денег в залог на покупку дома для дочери. Директор просит секретаршу первым же делом отвезти деньги в банк, для сохранности. Она уходит с работы раньше, и едет к себе домой. Там она собирает вещи, садится в машину и уезжает в неизвестном направлении. Вскоре она хочет сообщить о своём местоположении любимому, чтобы вместе сбежать в другой штат.Во время дороги девушка набредает на старый отель с гостевыми домиками. Его владельцы сын Норман и престарелая мать, которая никогда не выходит из своей комнаты. Юноше понравилась новая постоялица, о чем он сообщает родительнице. В итоге у них происходит скандал, так как женщина против романа с незнакомкой. Мэрион слышит весь их разговор, но не придаёт ему значение. Уже на следующий день её труп вместе с машиной опускался на дно болота. Сестра исчезнувшей Лайла обратилась за помощью частного детективу, но во время расследования он тоже исчез. Тогда заручившись поддержкой Сэма, она идет по следам сыщика, которые приводят в злополучный отель.
3. «Изгоняющий дьявола» / The Exopcist, Уильям Фридкин, 1973
Где-то на стыке науки и суеверий есть иной мир. Этот мир полон призраков, духов и прочих порождений ада, наводящих ужас и трепет на обычных жителей. Эти злые сущности любят вселяться в людей, терроризировать их и постепенно сводить с ума, получая полный контроль над их телами. Лишь немногие, специально обученные специалисты могут противостоять им. Изгоняющих дьявола называют экзорцистами.Юная дочь молодой и успешной актрисы Крис МакНил начинает себя странно вести. Врачи, обследовавшие девочку, приходят к выводу, что она больна каким-то психическим заболеванием, но не могут установить точный диагноз и назначить лечение. Священники же считают, что она одержима дьяволом и также не могу ей помочь. Болезнь дочери прогрессирует, она теряет рассудок и не отдаёт отчёт своим действиям. Крис очень переживает за свою девочку и пробует всё возможные способы лечения, но так и не находит лекарства. Остаётся лишь одна надежда — опытный экзорцист Ланкестер Меррин и отец Каррас. Мужчинам предстоит вырвать девочку из лап дьявола и помочь ей вернуться к нормальной жизни, навсегда забыв этот кошмар.
2. «Ребенок Розмари» / Rosemary’s Baby, Роман Полански, 1968
Розмари и Гай Вудхаузы — молодая и бездетная пара. Возлюбленные уже давно пытаются завести ребёнка, но все их попытки заканчиваются неудачей. Супруги решают сменить место жительства и переезжают в Нью-Йорк.Соседями молодожёнов становятся Минни и Роман Кастеветы — пожилая и немного странная пара. Герои решают наладить отношения с соседями и начинают часто заходить к ним в гости. Во время одного из ужинов молодые люди делятся со своими новыми друзьями своей проблемой, связанной с невозможностью зачать ребёнка. Несколько дней спустя пара получает от соседей шоколадный пирог. Розмари пробует лакомство и, убедившись в его полном безвкусии, выбрасывает в мусорное ведро. Сразу же после дегустации пирога девушка засыпает и видит сон, в котором Гай, превратившись в демона, жестоко насилует её.Несколько дней спустя она узнает о своей долгожданной беременности. Однако обстоятельства, при которых был зачат ребёнок, очень пугают героиню. Девушка начинает подозревать своих соседей в использовании черной магии и причастности к сатанинскому культу. Её состояние начинает стремительно ухудшаться, а организм отторгает практически любую пищу. Доживёт ли девушка до родов? И кого она произведёт на свет?
1. «А теперь не смотри» / Don’t Look Now, Николас Роуг, 1973
Лора и Джон Бакстеры совсем недавно пережили ужасную трагедию. Их маленькая дочь играла возле озера со старшим братом и когда тот на несколько минут отвлёкся, она упала в озеро. Отец сразу ринулся спасать девочку, но уже было поздно, ребёнок захлебнулся. Семья не знала, как смириться с этим кошмаром, однако сейчас у них появилась возможность покинуть на долгое время родной дом и на время забыть о своём горе. Джону предлагают работу реставратора в чарующей Венеции и вся семья отправляется туда. Венеция — прекрасный город, манящий туристов со всего мира. Бакстеры рассчитывали расслабиться здесь и хоть как-то отвыкнуть от страшного происшествия, однако Джону на работе постоянно мерещится девочка в красном плаще, как у покойной дочурки. Ещё страшнее становится после того, как из городских труб начали извлекать трупы, детские игрушки и одежду. Полицейские пришли к выводу, что в городе орудует жестокий маньяк. Однажды в кафе супруги знакомятся с двумя пожилыми женщинами, одна из которых была незрячей. Та поведала им, что она медиум и умеет контактировать с мёртвыми. Слепая старушка сказала, что их дочка пришла к ней и приказывает им немедленно покинуть Венецию, ведь им грозит смертельная опасность.