Найти тему
Советская авиация

Катапультный тренажёр ‒ главный «аттракцион» для курсантов советских лётных училищ

Оглавление

Одновременно с появлением в СССР реактивной авиации остро встал вопрос о системах спасения лётчиков на случай аварийной ситуации или боевых повреждений. Первое катапультное кресло было испытано в 1947 году на летающей лаборатории Пе-2. Первым испытателем стал опытный парашютист Гавриил Афанасьевич Кондрашов.

Первоначально кресло планировали установить на учебно-тренировочный истребитель МиГ-9УТИ. Однако, пока его разрабатывали, в серию пошёл более совершенный МиГ-15, а затем и МиГ-15УТИ, и первые кресла пошли уже на эти самолёты.

МиГ-9УТИ. Фото: airwar.ru
МиГ-9УТИ. Фото: airwar.ru

Разумеется, лётчикам пришлось осваивать новую матчасть, и обучаться катапультированию. На первых порах для этой цели использовался переделанный бомбардировщик Ту-2, в котором катапультируемое кресло устанавливалось на рабочее место стрелка-радиста. Однако, из-за высокого травматизма при выполнении тренировочных катапультирований спустя пару лет эта практика была свёрнута.

Ту-2.
Ту-2.

На смену Ту-2 был разработан Наземный катапультный тренажёр лётчика (НКТЛ). Они использовались в ВВС для отработки действий лётчика в особых случаях, имитируя катапультирование из кабины самолёта.

-3

С переходом с Ту-2 на НКТЛ травматизм уменьшился, но всё равно неприятных случаев полностью избежать не удавалось. Лётный состав крайне неохотно проходил тренировки на НКТЛ. Несмотря на это, такие тренажёры применяли вплоть до 1998 года, после чего появились пневматические катапультные тренажёры, не травмирующие летчиков.

-4

Сейчас катапультный тренажёр свободно можно увидеть только в одном месте ‒ в музее авиационной техники Минского аэроклуба ДОСААФ.

-5

Так выглядит кабина тренажёра. Здесь имеется имитация органов управления, даже рукоятка управления самолётом. Единственным реально действующим элементом кабины являются две ручки посередине кресла, запускающие катапультирование, если их потянуть на себя.

-6

Имитация рукоятки управления двигателем (РУД), приборов и индикаторов.

-7

Название тренажёра ‒ НКТЛ 29-39, по всей видимости, связан с тем, что с 1960-х годов основными учебными самолётами в училищах ВВС СССР стали чешские самолёты Aero L-29 Delfin и Aero L-39 Albatros. Все рабочие места в этих самолётах, разумеется, оборудовались катапультными креслами. Это спасло не один десяток жизней курсантов и инструкторов.

А теперь давайте посмотрим несколько забавных кадров, как проходили тренировки на НКТЛ в Борисоглебском высшем военном авиационном училище лётчиков им. В.П. Чкалова в начале 1980-х годов. Эти фотографии я нашёл в группе БВВАУЛ на сайте ok.ru.

Автор: Михаил Сидоров
Автор: Михаил Сидоров

Запуск почему-то осуществлял техник, с помощью длинного бруска нажимая на рычаг позади кресла. Хотя у курсанта по бокам должны быть специальные ручки. С таким лицом обычно «стартовали» курсанты на тренажёре:

Автор: Владимир Ширенин
Автор: Владимир Ширенин

Плющит не-по детски. Шутка ли ‒ перегрузка 8g!

Автор: Владимир Ширенин
Автор: Владимир Ширенин

Явно неправильная посадка ‒ спина согнута, колени вместе.

Автор: Владимир Ширенин
Автор: Владимир Ширенин

При такой посадке не то что шапку потерять ‒ можно повредить позвоночник. Аж у самого шея заболела от этого зрелища...

Автор: Владимир Ширенин
Автор: Владимир Ширенин

А вот так ‒ правильно, с прямой спиной и шеей. И шапка не слетит.

Автор: Владимир Ширенин
Автор: Владимир Ширенин

Спуск вниз, судя по блаженному лицу курсанта.

Автор: Владимир Ширенин
Автор: Владимир Ширенин

Источники информации:

http://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/kk_katapultnoe_kreslo_shtorochnogo_tipa_vtoroe_pokolenie/218-1-0-602

http://aircraft-museum.ucoz.ru/index/nktl_29_39/0-77

https://ok.ru/bvvaul.ru/album/51773494198474

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!